Печень ещё маленькая, но уже беспокоит критиков

Печень, выращенная из стволовых клеток в Великобритании, признана настоящим прорывом в науке. Она еще слишком мала для пересадки, однако уже пригодна для тестирования различных лекарств. Через несколько лет ученые обещают создать полноценную печень, но пока вынуждены вести ожесточенные споры с представителями католической церкви.

Ученые из Университета Ньюкасла, используя стволовые клетки, взятые из пуповины, сумели вырастить крошечные секции человеческой печени.

В ближайшем будущем исследователи планируют использовать искусственные органы для тестирования различных лекарств. Таким образом, они надеются избежать жертв, к которым может привести ошибка или халатность при создании и тестировании того или иного медикамента.

«Микро-печень», надеются они, позволит избежать трагических событий, произошедших в этом году в больнице Northwick, где во время клинических испытаний лекарств серьёзно пострадали шестеро добровольцев.

Исследователи Нико Форрэ и Колин МакГакин уже основали компанию под названием ConoStem и намерены использовать результаты своей научной деятельности в коммерческих целях.

Учёные уверены, что спустя 10-15 лет станет возможным создание настоящей печени, пригодной для пересадки больным людям.

Однако некоторые эксперты крайне скептически рассматривают работу своих британских коллег, уверяя, что пока нет возможности оценить всю эффективность «мини-печени», так как методика её создания не опубликована. Судя по всему, этого не произойдёт до того времени, пока Нико Форрэ и Колин МакГакин не запатентуют своё открытие.

Сейчас ещё рано говорить о создании нормальной печени, заявляют учёные, поэтому приходится довольствоваться маленьким органом размером с монетку. Самое подходящее его использование – это внедрение в тестирование медикаментов. Подобная процедура позволит избежать негуманных экспериментов на животных и человеке.

Профессор Ян Гилмор, специалист по заболеваниям печени в Ливерпульской Королевской Больнице считает, что работа, выполненная исследователями, очень важна для всего населения Земли – только в Великобритании заболеваниями печени страдают несколько миллионов человек.

Более того, в какой-то мере соблюдены этические требования – «микро-печень» создают из кровяных клеток пуповины, не прибегая к использованию эмбрионов. Это большой прорыв, считает Гилмор.

«Впереди ещё длинный путь к созданию настоящей человеческой печени, имеющей собственное кровоснабжение и волокнистый «скелет». Пока наука смогла добиться немногого. Однако открытие, сделанное учёными из университета Ньюкасла, захватывает, потому что до сегодняшнего времени медики продолжают испытывать острый недостаток в эффективных лекарствах для борьбы с самыми разнообразными заболеваниями печени», - заявил профессор Гилмор.

Это один из первых случаев, когда экспериментаторам удалось вырастить органы, прибегая к спорным технологиям. Летом 2006 года был искусственно выращен первый в истории орган – мочевой пузырь. Наиболее жёсткая критика звучит со стороны представителей католичества, которые предлагали отлучать от церкви исследователей стволовых клеток.