Орловский рысак - лошадь, обгоняющая ветер

Орловские рысаки или, если официально, орловская рысистая порода лошадей является на данный момент самой старой из отечественных заводских пород. Но, не смотря на это, сейчас она переживает "вторую молодость" — интерес орловцам во всем мире чрезвычайно высок. И это неспроста.

Дело в том, что данная порода уникальна тем, что является единственной в мире, чьи представители обладают наследственно закрепленной способностью к резвой рыси (которая достигается у других лошадей долгими тренировками). Кроме того, эта порода также известна своей универсальностью — орловец с одинаковым успехом может служить в кавалерии, выступать на соревнованиях, возить экипажи, тянуть плуг и даже выполнять обязанности тяжеловоза (например, в артиллерии на конной тяге).

Ну и конечно, эта лошадь еще известна тем, что одинаково хорошо чувствует себя и в горах, и в степи и, в лесу и даже в тундре и в пустыне — в XIX веке орловцы были полноправными "участниками" арктических и среднеазиатских научных экспедиций. Также лошади этой породы являются одними из самых быстрых бегунов в мире — многие рекорды на дистанции в 1600 метров были установлены именно орловцами.

Создателем породы считается крупный политический и общественный деятель эпохи Екатерины II граф Алексей Орлов-Чесменский (1737-1808). Когда, устав от придворных интриг, он в1775 году вышел в отставку, то целиком и полностью посвятил свой досуг племенной работе. Будучи знатоком лошадей, Алексей Григорьевич в своих путешествиях по Европе и Азии покупал ценных лошадей самых разных пород. Особенно уважал он арабских скакунов, и мечтал о создании российского "аналога" этих удивительных животных.

Многие думают, что история создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф Орлов ввёз в Россию ценнейшего и очень красивого арабского жеребца Сметанку. Но это не совсем так. Собственно, сам Сметанка прожил в заводе у графа меньше года — климат не подошел. Тем не менее, он оставил после себя четырёх сыновей и одну дочь, все 1778 года рождения. Один из них, Полкан, (сын Сметанки и безымянной буланой кобылы датской породы) оказался "дедушкой" орловцев. Несмотря на очень красивый экстерьер, он был весьма массивен и тихоходен, к тому же его аллюры оставляли желать лучшего.

Тем временем граф задумался о том, какова должна быть новая порода. По его представлениям орловцы должны были обладать следующими качествами: быть крупными, нарядными, гармонично сложенными, одинаково удобными под седлом, в упряжке и в плуге, а также хороши как на параде, так и в бою. Этим лошадям была необходима огромная выносливость в суровом российском климате, и способность выдерживать долгие российские расстояния и плохие дороги.

Фото: AP

Но больше всего Алексей Григорьевич (как бывший генерал от кавалерии) хотел создать лошадей, обладающих резвой и чёткой рысью, поскольку бегущая подобным аллюром лошадь долго не устаёт и мало трясёт экипаж. В те времена резвых на рыси лошадей было крайне мало, и ценились они очень дорого. Отдельных пород, которые бегали бы устойчивой, лёгкой рысью не существовало вовсе.

Что бы добиться всего этого, Орлов начал эксперименты по скрещиванию потомков Сметанки с представителями европейских верховых пород. Наиболее удачными оказались последствия "романа" фризской кобылы (опять безымянной — что-то кобылам в этой истории не особенно везет) и Полкана. Жеребята родились в 1784 году, и среди них был "отец" современных орловцев — серый в яблоках красавец Барс.

Читайте также: Фризские лошади — друзья на всю жизнь

Этот жеребец и есть основатель породы. Среди одиннадцати сыновей Барса, использованных в принадлежащем графу Хреновском конном заводе, лучшими оказались сыновья арабо-мекленбургских кобыл Лебедь I и Любезный I. Именно к этим жеребцам восходят все современные орловские рысаки.

Итак, порода была создана, теперь осталось лишь закрепить полученные свойства. Этим занялся крепостной графа, "крестный отец" орловцев Василий Иванович Шишкин. Благодаря деятельности этого талантливого селекционера-самородка орловцы наконец-то стали рысаками. Именно он разработал и применил оригинальную систему испытаний, на основе который производился отбор лошадей с самими лучшими показателями по рыси. К сожалению, записей в журнале, как принято у современных селекционеров он не вел (поскольку вообще не умел писать), поэтому сейчас абсолютно невозможно повторить его эксперименты.

Но, тем не менее, данная система отбора оказалась весьма успешной. И результаты превзошли все ожидания. Всего через 50 лет после рождения Барса, в 1836 году гнедой орловец Бычок, один из лучших "воспитанников" Шишкина, пробежал на Московском ипподроме дистанцию в 3 версты (или 3200 м) за 5 минут 45 секунд, что по тем временам было мировым рекордом. С тех пор за орловскими рысаками закрепилась слава самых резвых в мире.

К этому времени орловцы стали разводиться и на других конных заводах, к середине столетия мода на них распространилась во многих районах России. Благодаря ним в России, а затем в Европе, куда их активно вывозили с 1850–1860-х годов, зародилсярысистый спорт. До 1870-х годов орловцы были лучшими среди легкоупряжных пород, широко использовались для улучшения конского поголовья России и импортировались в страны Западной Европы и США.

Фото: AP

Тем не менее, уже тогда стали отчетливо проявляться некоторые "слабости" орловцев. Одна из них заключалась в том, что порода сохраняла свои свойства только при "чистом" разведении, т. е. орловцы без ущерба для породы могли скрещиваться только между собой. Любая попытка "влить" в породу "свежую кровь" заканчивалась неудачей — потомки таких скрещиваний не соответствовали стандартам орловцев.

В результате сложилась такая ситуация, при которой эта порода должна была "выживать" только за счет собственных ресурсов. А для этого количество наследственных линий должно было быть весьма и весьма большим. К сожалению, именно это условие выполнялось далеко не всегда.

Так, например, когда в конце XIX века орловцы стали проигрывать скачки представителям породы американских рысаков. Многие заводчики тогда разочаровались в орловцах и, вместо того, что бы улучшить беговые качества этих лошадей, вообще перестали их разводить. Это сильно уменьшило поголовье производителей, что, в свою очередь, чуть было не привело к вырождению породы.

Аналогичная ситуация сложилась после Гражданской войны, когда всех лошадей поголовно, в том числе и орловцев "мобилизовывали" для службы в Белой и Красной Армиях. Большая часть четвероногих бойцов так и не вернулись в родные стойла, а среди ветеранов многие оказались не годными к дальнейшему воспроизводству. Только к середине 30-х годов ученым удалось восстановить численность лошадей на уровне, достаточном для поддержания породы.

Следующий резкий спад поголовья орловских рысаков начался в 1990-е годы, как следствие общего ухудшения экономического состояния в России. К 1997 году количество орловских кобыл достигло критической отметки в 800 голов (тогда как для нормального развития конской породы нужно не менее 1000 кобыл). Многие конные заводы были разорены настолько, что лошади в них умирали от голода или всем поголовьем отвозились на бойню. Появившиеся после распада СССР частники не желали разводить национальную породу России, предпочитая ей более экономически выгодного американского или русского рысака. Призовые суммы в заездах для орловских рысаков даже на Московском ипподроме были крайне малы, не говоря уже о провинции.

Читайте также: Если мы не поможем им, они могут исчезнуть

За спасение орловского рысака взялись специалисты и любители из разных регионов России, включая Ассоциацию рысистого коневодства "Содружество", в которую входят любители и специалисты по лошадям рысистых пород нескольких стран СНГ. Именно при помощи "Содружества" были налажены контакты с Французской рысистой ассоциацией, которая оказала огромную научную и финансовую поддержку "программе" по спасению орловцев.

Началось все с популяризации орловского рысака в России и за её пределами и проведения комплексных мероприятий по восстановлению численности этой породы. Так, на Московском ипподроме ввели обязательную доплату к призовым суммам во всех орловских заездах, а затем увеличили поголовье испытываемых на ипподроме орловских рысаков по всем возрастным категориям. Подобные меры были предприняты и на Раменском ипподроме.

Через некоторое время национальную породу России принялись поддерживать и на многих региональных ипподромах России — Саратовском, Казанском, Новосибирском, Пермском и других. Затем появились частные конные заводы по разведению орловского рысака, и одновременно значительно улучшилась система тренинга и ухода за лошадьми.

Благодаря этим усилиям орловцы, остановившиеся было в резвости в кризисные 1990-е годы, начали устанавливать новые рекорды.

И всё же, несмотря на то, что кризисная ситуация, похоже, пройдена и наметился медленный рост поголовья орловских рысаков, для спасения породы от гибели нужно предпринимать ещё немало усилий в течение многих лет. Но я уверен, что и на этот раз порода будет сохранена и наши внуки и правнуки смогут увидеть, как орловцы вернут себе звание чемпионов мира. А некоторые из них, наверное, смогут поближе познакомиться с этими удивительными лошадями.

Ведь орловец хорош не только на ипподроме. Он также прекрасный племенной "улучшатель" (оказавший на конское поголовье страны большее влияние, чем все другие породы вместе взятые), незаменим как лошадь для фермерских хозяйств, отличный партнер в конном спорте, туризме, прокате, конной милиции, цирке и т. д. В последние годы также возник большой зарубежный спрос на орловского рысака для использования его в драйвинге.

А, кроме того, он очень красив. Всем, кто хочет в этом убедиться, я предлагаю посетить "Фестиваль орловского рысака", который состоится 4.07.2010г. В МВЦ "КрокусЭкспо" в рамках международной выставки конной индустрии "ЭквиФорум 2010". Я думаю, после подобного мероприятия все, кто придет туда, будут согласны со мной — орловские рысаки не должны исчезнуть!

Самые важные новости дня читайте на главной странице

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры