Спутник атакует родную планету

Эксперты НАСА выяснили, что спутник Сатурна Энцелад извергает на "родную" планету гигантские струи водяного пара и льда. Как показали исследования, это единственный сателлит в Солнечной системе, который воздействует на химический состав своей планеты. В частности, именно он помог Сатурну сформировать одно из его знаменитых колец.

Исследования, проведенные в середине 90-х аппаратом "Вояджер" и космическим телескопом "Хаббл", дали основание подозревать, что вокруг Сатурна существуют облака, содержащие воду. В 1997 году наличие воды в верхних слоях атмосферы Сатурна было подтверждено европейской "Инфракрасной космической обсерваторией". А в 1999 году выделение воды Сатурном в дальней части инфракрасного спектра было зарегистрировано "Спутником для астрономических наблюдений на субмиллиметровых волнах" НАСА.

Энцелад — шестой по размеру спутник Сатурна, открытый в 1789 году Уильямом Гершелем и названный в честь одного из древнегреческих титанов. Его диаметр составляет в среднем 504,2 километра, атмосфера на 65 процентов состоит из водяного пара, на 20 процентов — из молекулярного водорода и на 15 процентов — из углекислого газа, молекулярного азота и моноксида углерода. Он также является одним из трех небесных тел в Солнечной системе (наряду со спутником Юпитера Ио и спутником Нептуна Тритоном), где некогда происходили активные вулканические процессы.

Читайте также: Сатурн и Энцелад общаются друг с другом!

Ученые уже давно предполагали наличие на поверхности спутника Сатурна водяного льда, однако эта гипотеза нашла свое подтверждение лишь в начале 80-х годов прошлого столетия, когда Энцелад исследовали два зонда "Вояджер".

В 2005 году американский зонд "Кассини" зафиксировал вокруг Энцелада гигантскую оболочку, состоящую изо льда, пыли и газа. Как выяснилось, именно она "поставляет" материал для сатурнианского кольца, которое астрофизики обозначают литерой E.

В 2007 году была построена математическая модель ледяных гейзеров Энцелада, выбрасывающих на сотни километров в высоту частицы водяного пара и пыли. Было выдвинуто предположение, что под поверхностью спутника находится соленая жидкая вода, с растворенными в ней органическими веществами, больше всего в ней метана и аммиака (иногда даже эти водоемы называют "метановый океан").

9 октября 2008 года "Кассини" нашел доказательства того, что под ледяной корой Энцелада скрывается жидкий океан, а в июле 2009 года удалось проанализировать химический состав водяных выбросов. Оказалось, что в них присутствуют метан, углекислый газ и аргон, а также аммиак и такие сложные органические соединения, как бензол и дейтерий. Это согласовывалось с теорией о том, что источником испарений является океан под поверхностью спутника.

Минувшим летом космическая обсерватория "Гершель" с помощью волн инфракрасного спектра обнаружила большое кольцевидное облако водяного пара диаметром более 600 тысяч километров и толщиной — около 60 тысяч километров, которое создает Энцелад, вращаясь вокруг Сатурна. Ранее его не удавалось зафиксировать обычными средствами наблюдения, так как водяной пар в видимом диапазоне выглядит прозрачным.

Также до недавнего времени оставалось непонятным, откуда берется вода в верхних слоях сатурнианской атмосферы. Известно, что в ее нижних слоях присутствует небольшое количество воды в газообразном состоянии, однако она не может подняться на более холодные верхние уровни атмосферы: туда водяные молекулы могут попасть только извне. Ученые предположили, что именно водяное облако, извергаемое Энцеладом, служит источником воды для этих слоев.

Это предположение подтвердили и данные, полученные "Гершелем", и компьютерное моделирование. Оказалось, что почти вся вода из облака вокруг Энцелада испаряется в космическое пространство, при этом небольшое ее количество застывает и входит в состав сатурнианских колец, и, наконец, три-пять процентов становятся частью атмосферы Сатурна.