На кольцах Сатурна и Юпитера нашли волнообразные следы

Кометы испортили кольца Сатурна и Юпитера

Группа астрономов из Корнеллского университета во главе с Мэтью Хэдманом, изучив снимки, сделанные аппаратами "Галилео", "Кассини" и New Horizons, установили, что в результате кометных ударов на кольцах Юпитера и Сатурна остаются волнообразные следы, по которым впоследствии можно восстановить хронологию столкновений планет с космическими телами.

Обе планеты принадлежат к классу так называемых газовых гигантов. Если кольца Сатурна состоят в основном из водяного льда и силикатной пыли, то кольца Юпитера — из сравнительно мелких каменных частиц. Радиус их составляет 123-129 тысяч километров, а толщина — около 30 километров.

Так как к Земле юпитерианские кольца почти всегда обращены ребром, долгое время их просто не замечали. Впервые их существование теоретически предположил в 1960 году советский астроном С.К. Всехсвятский. Гипотезу подтвердили данные, полученные в 1974 году аппаратом "Пионер-11". Но по-настоящему кольца Юпитера были открыты "Вояджером-1" в марте 1979 года.

Кстати, позже также были открыты кольца и еще одной планеты-гиганта — Урана, которые вообще невозможно разглядеть с Земли, поскольку они образованы мелкими глыбами, состоящими из вещества темного цвета. Так что, судя по всему, кольца характерны для всех крупных газовых планет, просто даклеко не все из них так хорошо заметны, как те, что окружают Сатурн.

Однако вернемся к тому, что происходило с кольцами двух самых больших планет Солнечной системы. Первые снимки Юпитера, на которых видны следы внешнего воздействия на вещество кольца, были сделаны искусственным спутником "Галилео" в 1996-м и 2000-м годах. Правда, фотографии были не слишком четкие. В 2004 году удалось получить более детальные изображения второго газового гиганта — Сатурна — при помощи аппарата "Кассини".