"Все признаки вползания в кризис налицо"

"Фундаментальная причина в том, что правительство своими руками создает ситуацию, когда в РФ производить невыгодно, а выгодно импортировать", — рассказал депутат Госдумы Михаил Емельянов в эфире передачи "Точка зрения" видеоканала Pravda.Ru. Эксперт также рассказал о природе стагнации российской экономики и о безнадежности поддержания рубля…

— Михаил Васильевич, в конце прошлого года было очень много алармистских прогнозов и настроений касательно рубля и российской экономики в целом. Сообщалось о скорой девальвации национальной валюты, о нулевом росте производства и о том, что экономика страны находится в стагнации. Как вы считаете, каким образом отечественная экономика пришла в свое нынешнее состояние?

— В отличие от нашего правительства, я считаю, что тот кризис, в который мы вползаем, имеет чисто рукотворный характер. Это прямое следствие той экономической политики, которую проводили последовательно несколько правительств подряд, ну, практически все последние годы. Действительно ситуация в экономике сложная, да. Экономический рост в 2013 году зафиксирован на уровне 1,3 процента, причем в основном за счет розничной торговли. Обрабатывающие производства, реальный сектор экономики стагнируют. По показателям инфляции мы тоже не вышли на тот уровень, на который должны были выйти.

Читайте также: Большому экономическому чуду России быть?

Инвестиции падают, то есть все признаки вползания в кризис налицо. Правительство очень много говорит, поскольку оно себя позиционирует как либеральное правительство, что нам надо улучшать инвестиционный климат. Это правда, но это одна из сторон проблемы, далеко не самая главная. Фундаментальная причина в том, что правительство своими руками создает ситуацию, когда в РФ производить невыгодно, а выгодно импортировать. То есть, если посмотреть на политику правительства последних лет, то постоянно увеличивались издержки внутреннего производства и облегчался импорт. Вершиной этого стало вступление в ВТО. Такие фундаментальные факторы, которые поддаются регулированию со стороны правительства, влияют на то, что в России невыгодно производить.

— А какую роль в ослаблении российской экономики сыграл Центробанк?

— Одна из ключевых проблем — это валютный курс. За последние десять раз, по самым скромным оценкам, рубль укрепился почти на 100 процентов, а, следовательно, наши конкуренты получили в два раза большее конкурентное преимущество по цене. Тарифы естественных монополий, особенно на газ, когда в 2004 году было отменено замораживание тарифов "Газпрома", выросли в четыре раза. Электроэнергия у нас уже дороже, чем в Соединенных Штатах. То есть издержки растут.

Кроме этого, не очень мудрая налоговая политика. То есть, мы все больше и больше бизнес обременяем налогами, это прежде всего социальные платежи, но это и, скажем, ликвидация инвестиционной льготы налога на прибыль — совершенно глупая мера, которая несколько лет назад была проведена, и у предприятий сократились возможности для инвестирования собственных средств в модернизацию, в развитие производства.

Таможенная тарифная политика, то есть постоянное снижение таможенных пошлин приводит к тому, что импортировать становится выгоднее, чем производить в России. Все эти факторы приводят к тому, что доля импорта растет практически по всем отраслям, а собственное производство практически не растет. Естественно, ухудшается сальдо платежного баланса. А когда сальдо платежного баланса ухудшается, то это прямой путь к девальвации. Рубль можно поддерживать искусственно. За январь Центробанк, по-моему, 10 миллиардов долларов золотовалютного резерва потратил.

— Но ведь постоянно поддерживать валюту будет затратно…

— Сила валюты — это показатель силы экономики. Большой нонсенс, когда слабая экономика имеет сильную валюту. Центробанк и правительство до недавнего времени проводили именно такую политику. Была попытка сдержать спекулятивный рост в конце января-начале февраля, рубль немножко отыграл, упал ниже 35 рублей, но сегодня рубль опять пробил рубеж в 35 рублей и евро подорожало на 37 копеек. То есть, я считаю, что тратить золотовалютные резервы на поддержание курса рубля бессмысленно. Мы его все равно не удержим. Мы все равно придем к тому, что рубль будет падать. Мы потратим все золотовалютные резервы, но, в конечном счете, можно прийти к дефолту, как произошло в 1998 году, как вы помните.

— Но если не поддерживать рубль, то как избежать дефолта?

— Нам надо думать не столько о том, как удержать рубль, хотя мы понимаем всю опасность девальвации и ее тяжелые социальные последствия, но нужно думать о том, как компенсировать населению и предприятиям те издержки, которые они понесут в связи с девальвацией. Понятно, что будут расти цены на импортные товары. К сожалению, у нас была политика поощрения импорта, у нас половина экономики — это импорт. Но у нас и очень многие предприятия закредитованы в валюте, им тоже как-то надо помогать выходить из этого долгового бремени, потому что вследствие девальвации это долговое бремя в рублях будет увеличиваться.

Читайте также: Россияне хотят потреблять и не инвестировать

Но в стратегическом плане девальвация для нашей экономики выгодна, причем не только экспортерам сырья и банкирам, но и внутреннему производителю. Потому что импортный товар будет дороже, следовательно, наши производители становятся более конкурентоспособными по цене. Значит, они становятся инвестиционно привлекательными, экономика начинает жить. Но весь вопрос, как пережить вот этот трудный период, когда будут расти цены, когда будет расти стоимость обслуживания долга. Вот об этом должно думать правительство и Центральный банк, а не просто вбрасывать миллиарды долларов в тупую поддержку рубля, который поддержать невозможно.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить