История жизни известного ученого Бориса Евгеньевича Патона

Борис Патон — "сварщик" номер один в мире

Рекорды, поставленные Борисом Евгеньевичем Патоном, почитатели его изобретательского таланта даже собирались отправить в Книгу Гиннесса. Патона, исследователя в области металлургии и технологии металлов, часто называют "отцом сварки", а все из-за изобретений в этой сфере. Ученый даже придумал метод сварки живых тканей, в первую очередь костных.

За время существования почетного звания "Заслуженный изобретатель СССР", учрежденного в 1981 году, им было удостоено всего лишь 16 человек, и возглавил этот на удивление короткий список именно Борис Евгеньевич Патон. К слову, почетного звания "Заслуженный изобретатель РФ", введенным уже после развала СССР, если верить первоисточникам, было уже удостоено ни много ни мало аж почти полторы тысячи человек! Причем это не означает, что в лихих 90-х или в более или менее стабильных "нулевых" изобретали больше и лучше. Просто критерии присвоения звания изменились, в СССР они были на порядки более строгими…

Второй в списке заслуженных "советских Эдисонов" — изобретатель Лев Николаевич Кошкин, известный ученый в области автоматизации, специалист в области механизации сельского хозяйства. И третий — Святослав Николаевич Федоров, всемирно известный офтальмолог, который в представлении, собственно, и не нуждается. Согласитесь, что соседство по списку почетных и заслуженных у Бориса Патона вполне "звездное".

Его часто называют во всем мире "отцом сварки". Ну, тогда его собственный родной отец — как бы "дедушка сварки"! Будущий президент Национальной академии наук Украины, президент Международной ассоциации академий наук, почетный член Римского клуба и прочая-прочая, Борис Евгеньевич Патон родился в постреволюционном бурлящем от частых смен власти Киеве 27 ноября 1918 года в семье академика, директора Института электросварки Евгения Оскаровича Патона и Наталии Викторовны Патон — домохозяйки, посвятившей свою жизнь заботам о звездном муже и не ставшим не менее звездным сыне.

Кстати, известный киевский мост Патона в Киеве был назван как раз в честь академика Патона — только не сына, Бориса, а отца, знаменитого ученого Евгения Оскаровича. Но сын настолько увлекся работой и идеями отца, что, наверное, в какой-то мере его и превзошел в профессиональной сфере исследований и изобретений в области сварки любых металлов.

Автор этих строк далек от почитания нумерологии или, скажем, астрологии. Но в жизни Патона было несколько совпадений, которые иначе как потусторонними знаками и не назовешь. Согласно историческим первоисточникам, рождение Бориса Патона удивительным образом совпало с днем создания Академии наук Украины, которую он спустя годы возглавил! Именно 27 ноября 1918 года, когда Борис Патон появился на свет в окраинном тогда районе Киева Шулявка, состоялось ее Учредительное собрание! Организатором и первым президентом украинской академии стал академик Владимир Вернадский.

Дед Бориса Евгеньевича, Оскар Петрович Патон, был консулом Российской империи в Ницце. Здесь в марте 1870 года и родился его отец Евгений Патон. Тогда на французские курорты съезжалась вся российская аристократия. И крестным младенца оказался Великий князь Вячеслав Романов.

Есть и еще довольно знаковые совпадения. Борис Патон защитил свой диплом Киевского политехнического института 22 июня 1941 года, когда немцы уже начинали бомбить столицу Советской Украины. Кстати, красного институтского его лишили… классики марксизма! Он сдал экзамен по марксистско-ленинской философии на двойку, потом пересдал, но только на четверку. В результате получил диплом не красного цвета, обычного, синего. Впрочем, это никак не сказалось на его научно-технических успехах.

Читайте также: Николай Путилов, первый русский управленец

Можно говорить что угодно про методы, которыми "развивалась" советская наука в тревожные годы войны, но сам факт признают даже немилосердные критики того времени: советская техническая мысль в те грозные годы сделала ощутимый рывок вперед. Потому что любая здравая техническая мысль волею судеб тогда чаще всего не пряталась "под сукно", а по мере возможностей реализовывалась на благо фронта.

Молодому инженеру и ученому, показывавшему чудеса научной прозорливости, возможности для изучения сварки предоставлены были. Он был командирован сначала на завод "Красное Сормово" в Горький, где строились подводные лодки. Потом — в Нижний Тагил, где делали лучший средний танк второй мировой войны, Т-34.

И кандидатскую диссертацию "Анализ работы сварочных головок и средств их питания при сваривании под флюсом" молодой инженер и ученый с блеском защитил уже в 1945 году. Ну, а докторскую диссертацию "Исследование условий стойкого горения сварочной дуги и ее регулирование" Борис Патон защитил в 1952-м. А уже в 1953-м он стал директором Института электросварки имени своего только что ушедшего из жизни знаменитого отца, Евгения Оскаровича Патона!

Научные разработки и технические изобретения, сделанные Патоном-сыном, просто трудно перечислить, как и его звания и награды. Он, в частности, автор свыше тысячи научных публикаций: двадцати монографий и свыше четырехсот изобретений! Научные исследования посвящены процессам автоматического и полуавтоматического сваривания под флюсом, разработке теоретических основ создания автоматов и полуавтоматов для дугового сваривания и сварочных источников питания; условиям продолжительного горения дуги и ее регулирования; проблеме управления сварочными процессами.

От изучал (впрочем, и сейчас изучает!) системы управления с разнообразными кибернетическими приборами, работает над созданием сварочных роботов. Большое внимание Борис Патон посвящал и посвящает изучению металлургии сваривания, усовершенствованию существующих и созданию новых металлических материалов. Его имя громко звучит и в медицине: он был разработчиком метода сварки живых тканей, в первую очередь костных!

Борис Патон возглавлял исследование по применению сварочных источников теплоты в специальных плавильных агрегатах, которые увенчались созданием новой области качественной металлургии — спецэлектрометалургии (электрошлаковый, плазмово-дуговой и электронно-лучевой переплавы). В разные годы Борис Патон бы главным редактором журналов "Автоматическая сварка", "Техническая диагностика и неразрушающий контроль", "Современная электрометаллургия", "Вестник Национальной академии наук Украины".

Читайте также: Физика на службе у настоящего искусства

Кроме научной, Борис Патон практически всю свою жизнь занимался и общественной работой. Больше четверти века он был в Верховном Совете СССР, служил там вице-спикером, заседал в парламенте Украинской ССР. Но после развала СССР он стал отдаляться от политики. В одном из своих интервью "Российской газете" Борис Евгеньевич сказал так:

"Я сейчас далек от политики, ни разу не баллотировался в Верховную раду. Теперь у нас масса партий, они приглашали меня, чтобы украсил их избирательные списки, сделал им паблисити. Я от всего этого отказался и считаю, что поступил правильно. Политика — не та сфера, в которую нужно стремиться ученому!".

Борис Евгеньевич Патон — человек, несмотря на свой возраст (все-таки ему сейчас почти 95!), увлекающийся и творческий. И в то же время он как-то по-молодому очень уважает юмор и иронию. Вот что рассказал корреспонденту "Правды.Ру" Заслуженный машиностроитель России, кандидат технических наук, бывший инженер НПО "Ротор" Виктор Наумович Семенов, которому в свое время довелось работать некоторое время под началом Бориса Патона.

"Он не боялся высокого начальства и вполне мог очень прямолинейно с ним разговаривать. О нем ходило, да и сейчас ходит, множество легенд, да и сам он порой пересказывал их с присущим только ему юмором. Вот одна из таких легенд. Впрочем, на поверку это даже не легенда, а самый что ни на есть признанный факт.

К институту Патона в свое время благоволил сам всемогущий генсек КПСС Никита Хрущев. Он бывал здесь, вникал в разные детали (несмотря на свое весьма скудное образование), да даже и делал какие-то предложения. Раз он прибыл в институт и говорит: "Надо сделать аппарат, под водой сваривающий корпусы судов". А Патон, сделав довольно кислую мину, мягко говоря, не очень тактично ответил: "Да у нас уже есть такой давно, работает вовсю!". Хрущев возмутился: "Ну, ничего вам и предложить нельзя…". И даже обиделся на какое-то время…

Или представьте: идет заседание Госкомитета СССР по науке. Прямо посреди заседания Патон встает, медленно собирает бумаги в свой портфель и собирается уходить. Ошеломленные "заседатели" его окликают: в чем, мол, дело? А Патон оборачивается и говорит: "Да ну вас, мне работать надо, а вы тут и без меня штаны успешно протираете!" Другому бы "влетело", что называется, "по полной схеме", но кто может "катить бочку" на самого Патона? Так и сошло. И таких легенд — немало".

Борис Патон до сих пор работает. Одна из высказанных им мыслей, обсуждавшихся не так давно в украинской и российской прессе — это идея о создании в Чернобыле некоего международного наукограда.

Через пять лет "отцу сварки" исполнится 100. Остается пожелать Борису Евгеньевичу крепкого здоровья и сохранения такого же крепкого и ироничного характера, с помощью которого хоть в науке, хоть во власти любые горы можно своротить!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить