Внешний долг СССР: Чем платить? Сколько платить? Зачем платить?

Счетовод Вотруба удавился бы в сортире
Еще не смолкли бодрые пропагандистские рапорты высокопоставленных чиновников о стабильном развитии российской экономики, о полной готовности платить по внешним долгам в следующем году, о ювелирной сбалансированности бюджета. Улеглась пыль. И стало очевидно, что сегодня в России никто ни в чем не уверен. В частности, и в отношении выплат по внешним долгам в следующем году.

Так сегодня на заседании подкомитета по бюджетному законодательству Государственной Думы выяснилось, что объем процентных платежей по обслуживанию внешнего долга России в бюджете посчитан неправильно и может превысить сумму, запланированную в бюджете. Депутатам об этом рассказал не кто-нибудь, а замминистра финансов — Сергей Колотухин . Это, следует отметить, — настоящий "ход конем". Бюджет уже в Госдуме, главные фракции отторговались с премьером Михаилом Касьяновым , а тут — перерасчет. Более того, подготовкой бюджета занимался, знамо дело, Минфин под предводительством первого вице-премьера Алексея Кудрина . Так и хочется всплеснуть руками: мужики, вы там, что — в домино все это время играли? Ведь одного этого достаточно, чтобы депутаты, унюхав реальную возможность перерасчета, вцепились в бюджетные параметры бульдожьей хваткой. И повисли.

Сергей Колотухин, конечно же, сделал попытку подсластить пилюлю, как-то перед народными избранниками оправдаться. Оказывается, объем расходов на обслуживание государственного долга был заложен в бюджете-2003 на основе оптимистичной оценки динамики курса евро к курсу доллара и процентных ставок на мировых финансовых рынках. Поэтому объем процентных платежей в следующем году считали, исходя из курса евро на уровне 0,9375 доллара за евро. А этот евро, чтоб его, оказался почему-то крепче. "Тот объем расходов, который предусмотрен в бюджете, основан на оптимистичном варианте, и поэтому, вероятно, если ситуация будет неблагоприятной, объем выплат может быть больше, чем в проекте бюджета, но мы будем стараться уложиться в суммы, предусмотренные в бюджете", — заверил депутатов Сергей Колотухин. Но добавил, что в этом смысле бюджет будущего года — весьма напряженный.

То есть получается, что опять промашка вышла, считать-то считали, но все равно рассчитали неправильно? Оптимистичный вариант учли, а про пессимистичный забыли? Невероятно.

Конечно же, за толстыми стенами Минфина , под натуральный кофеек и ароматный дымок настоящих импортных сигарет, приятно месяцами неторопливо рассчитывать бюджет. Шумы больших улиц в уютные кабинеты не доносится. За динамикой мировых рынков, за зигзагами мировой политики следят какие-то другие специалисты. Причем они в Минфине не работают, и поэтому не могут поделиться с сотрудниками этого министерства последними новостями в общей курилке. В Минфине же просто на основе статистики, предоставленной другими ведомствами, считают параметры бюджета. Очевидно, к реальной жизни, к реальной политике и экономике такой документ как бюджет не должен иметь слишком близкого отношения. Скажут счетоводам из Минфина пересчитать некоторые параметры — они откозыряют, неспешно сходят отобедать, после обеда покурят, а потом так же неспешно пойдут пересчитывать — и днем, и ночью. Вместо того чтобы сразу считать правильно, с учетом всех тенденций и прогнозов. Но совершенство, видно, действительно вещь не достижимая. Вот возможное падение цен на нефть учесть почему-то смогли, а про соотношение курсов доллара и евро забыли. Новый это фактор — евро — не привыкли к нему еще. В следующем году обязательно учтут.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что правительство России в панике. Что-то с пиковыми выплатами, исполнением бюджета и зарплатами бюджетников сильно не в порядке. С 1 млрд. долларов до 2 млрд. может быть увеличена правительством программа внешних заимствований, Минфин стремительно возрождает рынок ГКО — уже один раз лопнувшую государственную пирамиду. Налоговые органы сурово построены и уже посланы собирать на просторах Руси все 200% налогов и сборов. Мелкие пакеты государства в коммерческих банках велено быстренько распродать. Программа приватизации стремительно пополняется объектами и предприятиями, за которые сегодня и гроша ломаного не дадут. Однако, несмотря на это: Все на продажу! И, признаться, все это создает устойчивое впечатление "дежа вю". Мы все это уже проходили. И совсем недавно.

Между тем несогласованность действий разных государственных учреждений сегодня поразительная. В то время как в правительстве, рвут волосы на предмет, где бы раздобыть денег, чтобы заплатить по внешним долгам, в Счетной палате РФ в процессе аудита проекта бюджета, задались совершенно другим вопросом: А сколько, собственно, нужно платить? И вот тут обнаружились прелюбопытнейшие детали.

В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты во главе с политическим долгожителем Сергеем Степашиным не смогла подтвердить обоснованность формирования долга бывшего СССР перед странами — членами Парижского клуба . "Данные о задолженности РФ в разбивке по странам и видам задолженности до 1996 года во Внешэкономбанке и Минфине России отсутствуют, поэтому в ходе проверки не представилось возможным подтвердить обоснованность формирования задолженности РФ в части долга бывшего СССР", — говорится в заключении Счетной палаты. То есть, очевидно, что все эти документы когда-то были. А потом куда-то исчезли. И никто в России сегодня не знает, сколько мы Парижскому клубу должны. Получается, сколько кредиторы заявят, столько и выложим?

Так в счетной палате подсчитали, что в 1996-2001 годах Россия заплатила кредиторам из Парижского клуба 19,077 млрд. долларов: по основному долгу — 8,781 млрд., в счет процентов — 10,296 млрд. Общая сумма платежей по обслуживанию и погашению долга РФ перед Парижским клубом с 2002 по 2020 год составит 55,5 млрд. долларов. Из них примерно 54,9 млрд. долларов придется на долги бывшего СССР. Также в материалах Счетной палаты приводятся данные, согласно которым общая сумма задолженность России перед Парижским клубом на 1 января 2002 года оценивается в 42,56 млрд. долларов, в том числе российский долг — 6,26 млрд., бывший советский долг — 36,3 млрд.

В отличие от Минфина, в Счетной палате считают более комплексно и учитывают последствия самых разных факторов. Как отмечалось на коллегии, с 1993 года осуществлено 5 реструктуризаций задолженности РФ по долговым обязательствам бывшего СССР . На 1 января 2002 года было реструктурировано 82% от общей суммы задолженности (34,86 млрд. долларов). Итогом реструктуризаций задолженности бывшего СССР стала рассрочка платежей на период до 2020 года. Но в тоже время процентные платежи также растянулись на больший срок, и общий объем задолженности от всех этих договоренностей только возрос. По данным аудиторов Счетной Палаты, с 1 января 1993 года по 1 января 2002 года задолженность по долгам бывшего СССР увеличилась с 30,5 млрд. долларов до 36,3 млрд. Сколько еще придется заплатить, уже ясно — общая сумма платежей по обслуживанию и погашению задолженности перед членами Парижского клуба с 2002 по 2020 год составит 55,5 млрд. долларов. Хотя, всегда есть возможность провести еще одни переговоры по очередной крайне "выгодно" реструктуризации.

Впрочем, специалистам весь этот расклад известен давно. Но тем и хороши узкие специалисты — они чураются политики, крайне редко сталкиваются с представителями прессы, почти позабыли обычный человеческий язык и вроде бы для СМИ не интересны. В Счетной же палате наоборот — накоплен огромный опыт самого белого и самого эффективного опыта политического PR. И сейчас, пожалуй, наиболее удобный момент, чтобы сухие колонки цифр приобрели бы вдруг некое политическое значение.

Как известно, самый крупный специалист по реструктуризации долгов бывшего СССР — премьер-министр России Михаил Михайлович Касьянов. Более того, именно проведенные им "блестящие" переговоры по реструктуризации советских долгов создали ему карьеру и позволили не слишком известному заместителю министра финансов стать реальным претендентом на премьерское кресло. Похоже, действительно настал подходящий момент, чтобы бывший премьер и бывший глава ФСК Сергей Степашин поинтересовался у Михал Михалыча, как это он так договорился, что нам и в долговой кабале придется сидеть подольше и в итоге кредиторам переплатить? Интересно бы послушать ответы.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить