Когда прислуживать не тошно

В понедельник в самой ранней электричке на Москву можно увидеть интеллигентных женщин, которые бросили в Твери свою любимую, но малооплачиваемую работу и стали гувернантками и горничными у состоятельных людей столицы. Явление нынче не редкое и крайне интересное с позиций различных психологизмов. Ведь в Советах мы были гордыми, презирали всех бар. Как же надо поломать себя, чтобы с высшим своим образованием, знанием мировой классики пойти в услужение богатым!
- Причем тут классика, — говорит Ирина Владимировна, бывшая учительница гимназии, — если сапоги дырявые, покупка стиральной машины превращается в несбыточную мечту? А жизнь проходит...

Электричка мчит нас в Москву. Мне очень интересна эта женщина, ее впечатления от новой жизни. И Ирина Владимировна рассказывает о себе.

Начала с прошедшей субботы, когда навестила своих коллег по работе. Учителя не видели ее уже пять месяцев.

- Мои женщины чуть не упали. Я зашла в учительскую в новом имидже: с причесочкой, в стильной куртке, дорогих туфлях. Меня забросали вопросами. Я по натуре человек открытый, ничего не скрывала.

Уже три месяца Ирина Владимировна работает в одной столичной семье горничной и поваром одновременно. Ей платят 400 долларов в месяц. Она имеет два выходных — субботу и воскресенье. Это было ее обязательное условие. В Твери остался муж, бывший военнослужащий.

- Как он вас отпустил?

- Нормально. Теперь уже думает, что и на машину старенькую скопим.

Но начинала Ирина Владимировна у других хозяев. Меня, конечно, интересует, каким образом она узнала о вакансии? Оказывается, устроиться на эту работу не так просто. Фирм по найму в Москве много, но если они не однодневки, а серьезные, то весьма дорожат своей репутацией. Потенциальная прислуга должна представить рекомендации, какие-то надежные данные о своей порядочности, квалификации, здоровье. Моей собеседнице повезло. Она устраивалась через свою знакомую, которая служила у богатых поваром. Им потребовалась еще и горничная. Повариха с жаром уговаривала Ирину Владимировну бросить свою педагогику. Женщине в 45 решиться на это было непросто. Знакомая свозила ее к своим хозяевам, та все посмотрела, прикинула и согласилась. Ставку ей сделали 300 долларов.

Немного об этой семье. Хозяин — преуспевающий бизнесмен в сфере сбыта цветных металлов. Хозяйка — на двадцать лет его моложе и выше на голову. Фотомодель. У них есть восьмилетний сын. Недавно семья приобрела недостроенный особняк за городом. В доме еще ералаш, на его отделке работают югославы. На Ирину Владимировну возложили уборку и разные хозяйственные хлопоты. У повара и горничной были свои комнаты.

Хозяин вставал рано, ему подавался завтрак с минимумом жиров (он был полный). Потом вставала фотомодель. Каждое утро она выпивала стакан морковного сока с сельдереем. Морковку терли для нее с вечера. Последним поднимался мальчик Леша, молчаливый, проказливый парень с хорошим аппетитом. Этому нужно было жарить бекон и ставить пирожное со взбитыми сливками.

Наконец, завтрак хозяев заканчивался. Могли поесть и женщины. У них был свой отдельный холодильник с продуктами. Но кое-что оставалось и с большого стола.

Первое время Ирине Владимировне было очень утомительно подниматься на третий этаж по крутой лестнице. Туда — назад. Каждый день она перетряхивала и убирала постель, вытирала пыль, пылесосила полы, которые еще были без ковров, стирала, ездила с хозяйкой за покупками. На первом этаже стены особняка были особые, сложенные из круглых бревен, как в деревенской избе. В пазах все время скапливалась пыль. Она замучилась ее вытирать.

Очень уставала с хозяйкой в магазинах. Она выбирала самые дорогие продукты, немыслимые по цене вещи. Зашли во французский магазин, где продавалось белье, полотенца. Так вот, обычное махровое полотенце абрикосового цвета фотомодель купила за три с половиной тысячи рублей! Ирина Владимировна не удержалась и сказала, что за углом наверняка можно найти такое же, но в десять раз дешевле.

Хозяйка снисходительно посмотрела на нее:

- Ирочка, здесь же особые петельки, они по-другому впитывают влагу. Над этим ноу-хау трудился целый институт!

Повариха предупредила горничную, что ее обязательно проверят на предмет честности: "Если найдешь в кармане брюк хозяина стодолларовую бумажку, демонстративно положи ее на стол и предупреди об этом". Так и получилось однажды. Ирине Владимировне даже и объяснять это было не надо. Такие соблазны для бывшей учительницы были нонсенсом.

В спальне хозяйки она обнаружила довольно богатую библиотеку сексуально-эротического плана. Там были книги, которых она раньше не видывала в глаза. В основном откровения женщин, как удержать около себя мужчин. В принципе, было понятно, почему фотомодель интересуется подобной литературой.

И вот первая получка — три бумажечки с портретом американского президента. С какой радостью она везла их домой, мужу! Но супруг взял деньги с неловкостью:

- Ира, у тебя темные круги под глазами...

- А чему удивляться, — говорит моя собеседница, — югославы им во дворе постлали плитку, пришлось ее мыть на коленях.

Выматывал и мальчишка, где ни побудет, оставит за собой грязь.

- Леша, — сказала она ему однажды с назиданием педагога, — так делать нехорошо. Надо уважать чужой труд.

- Так ты за это деньги у нас получаешь, — ответил ей ребенок.

В этой семье Ирина Владимировна долго не проработала.Так сложились обстоятельства. Фотомодель с сыном уезжала в Италию. Им понадобилась гувернантка со знанием английского. А дома для супруга хватит и одной поварихи. Хозяйка извинилась, выплатила за проработанное и дала ей хорошую рекомендацию для агентства.

Так Ирина Владимировна, начинающая горничная, оказалась в маленьком уютном агентстве на улице Профсоюзной. С ней подробно побеседовали, педагоги им вообще нравятся, и дали адрес новых хозяев, предварительно им позвонив. Таким образом она оказалась у своих нынешних господ. Это большая семья, живущая в пятикомнатной квартире. Хозяин, его жена, трое детей. Одна девочка учится в школе, вторая в институте, а третья находится в состоянии развода с мужем-бизнесменом. В квартире достаточно тесно. Всем заправляет жена, руководитель какого-то фонда. Она предложила Ирине Владимировне уже 400 долларов за готовку и уборку квартиры. Довод, что она готовит обычно, был принят: "Нам и нужна обычная домашняя еда".

Для бывшего педагога начались еще более непростые времена. Она очень нервничала на кухне. Хотелось всем угодить. А сделать это было непросто. Хозяин любил борщ, а его старшая дочь не выносила капусту. Хозяйка любила гречневую кашу, но супруг ее терпеть не мог. Каждый день был как экзамен. Она взмокла у плиты! А ведь еще надо убрать и постирать. Только выключит машину и уже опять полная гора белья. Старшая дочь даже брюки бросала в стирку через день.

В семье договорились, что будут звать Ирину Владимировну — Ирэн.

- В принципе, это люди неплохие, к ним можно привыкнуть, — рассуждает Ирэн, — но они с трудом отпускают меня на выходные домой. В понедельник утром — гора посуды. А ведь можно было дочек немного приучать к домашней работе. Кто знает, как у них сложится жизнь? Богатых на всех невест не хватит.

Многие состоятельные семьи сейчас, кстати, не прочь взять служанку на постоянное проживание. Вот и хозяева Ирины Владимировны жалеют, что у нее есть муж. А то бы стала членом их семьи. Но это "звание" очень условно. Семья так запряжет, что света белого не увидишь. А вообще многим нравятся такие домработницы, как в советских фильмах пятидесятых годов. Дородные деревенские девахи без всяких претензий. Работали как заведенные, хозяев уважали. И назад в свою деревню многим хода не было.

Недавно Ирэн предложили подыскать в Твери порядочную непьющую супружескую пару. Одни бизнесмены выкупили бывший пионерский лагерь и собираются открыть в нем развлекательный центр. Им были нужны сторожа. Питание и проживание обеспечены. Моя собеседница нашла таких людей легко. Ее рекомендация была решающей. Супруги очень довольны работой: сосновый бор, обязанностей немного. Единственное — страшновато. И этот фактор серьезный.

Почти все знакомые Ирины Владимировны, которые работают по найму, не планируют продержаться в прислуге больше нескольких лет. Это действительно тяжело. Сама она тоже не собирается ездить в Москву вечно. Вспухшие вены на ногах уже не закрыть дорогими колготками.

Когда она только пришла в эту вторую для себя семью, хозяин сделал ей замечание, что она плохо чистит его ботинки. Она молча это выслушала и взяла в руки тряпку.

- А что возмущаться? — говорит бывший учитель истории, — он платит, ты молчи и выполняй...

Татьяна МАРКОВА

Источник: Тверская жизнь

Обсудить