Почему мы такие злые?

Недавно в Интернете натолкнулся не результаты некоего "Всемирного рейтинга миролюбия". Оказывается, существует в мире и такой, и рассчитывается кем-то ежегодно. На сей раз самой миролюбивой страной в мире признана Новая Зеландия - благодаря низкому проценту насилия в стране, снижению расходов на вооружение и высокий уровень соблюдения и уважения к правам человека.

Следом идут скандинавские страны и Австрия. Россия же занимает почетное 136 место из 144 стран, обозначенных в рейтинге, компанию ей составляют такие признанные "демократические" государства, как Демократическая республика Конго, Чад, Пакистан, Зимбабве, Афганистан, Судан, Грузия. Замыкает же список Ирак.

Конечно, в наш просвещенный ХХ1 век узнавать, что мировое сообщество оценивает твою страну именно подобным образом, по меньшей мере, неприятно. Тем более что мы, как и большинство россиян, видя все недостатки своей Родины, негативно относимся к таким оценкам, если они исходят от иностранцев.

Да и, безусловно, элементы непрекращающейся информационной войны и негативного пиара здесь присутствуют. Но, может быть, имеется тут и весомая доля правды? Если не принимать во внимание, по крайней мере, не уменьшающиеся расходы на вооружение, которые для такой страны, как Россия, просто необходимость, что в такой оценке не соответствует действительности?

"Нам, русским, не надобен хлеб: мы друг друга едим и от того сыты бываем". Сказано не нами, а ещё лет, эдак, 280 назад известным российским государственным деятелем Артемием Волынским. И если кто-нибудь мне сейчас скажет: времена меняются, а вместе с ними люди – не соглашусь.

Более того, как представляется, это относится уже не только к русским людям, но если уж быть до конца честным по отношению к самим себе – вообще к россиянам.

В нашей стране все не любят друг друга: славяне – кавказцев, кавказцы – славян. Кстати, и среди первых, и среди вторых также нет доброжелательного единства и в отношении соплеменников. А все вместе терпеть не могут евреев и среднеазиатов. Если же взять не национальный признак, а географический, тоже картина получается весьма неприглядная.

Москвичи не любят питерских, питерские, соответственно, – московских, а и тех, и других дружно ненавидит вся остальная Россия. Но это только верхняя, видимая часть айсберга, есть еще и нюансы, штрихи нашей жизни, не менее, впрочем, наглядные. Например, о том, что мы, россияне, вытворяем сегодня на дорогах, не говорит только ленивый.

Здесь уже не важен национальный или территориальный признак. В этом случае главенствует принцип "у кого "тачка" круче и наглости больше", в результате чего количество смертей, травм и аварий превосходит все мыслимые пределы. А как мы пьем, и чем это дело чаще всего заканчивается?!

И это какую злобу надо иметь к ближнему своему, чтобы пытаться продать ему пищу того качества, которое чаще всего встречается на рынках и прилавках магазинов?

Впрочем, только ли пищу? А большинство других товаров так называемого народного потребления, которые разваливаются сразу же после покупки или являются просто опасными для жизни, как, в частности, отравленная какими то химикатами китайская посуда?

Наконец, как мы просто общаемся друг с другом, знакомыми и незнакомыми людьми, чуть что – переходя на крик, ругань, а зачастую и на рукоприкладство, которое сегодня модно стало заменять стрельбой из травматического оружия. Пока травматического.

Но в то же время, какую криминогенную атмосферу нужно было нам создать в обществе в целом, чтобы проведенный уже в нынешнем году опрос ВЦИОМ показал: 52 процента россиян считают - жизнь в их населенном пункте стала опаснее, чем раньше.

Стоит ли после этого удивляться, что, по данным опроса уже другого исследовательского центра, сегодня 35 процентов россиян хотели бы, чтобы у их детей было иное гражданство.

И что характерно, в основном тех стран, которые возглавляют нынче "Всемирный рейтинг миролюбия". Впрочем, это уже совершенно другая тема, дающая, однако, повод задуматься над тем, почему мы такие злые.

Автор Николай Дорофеев
Николай Дорофеев — журналист, корреспондент, обозреватель, редактор
Обсудить