Коэффициент интеллекта измеряет способность понимать начальство?

Не так давно в Штатах прошла сенсация – как свидетельствовали тесты IQ , средний уровень интеллекта американцев сильно вырос по сравнению с предыдущими годами. Казалось бы, нужно радоваться, но психологи смутились. Потому что реальная интеллектуальная отдача современных «гениев», которых, как говорится, развелось как собак нерезаных, и их более «глупых» предшественников сильно отличались.

Уже полвека существует международная организация Mensa   International . В настоящее время она объединяет около 100 людей с коэффициентом интеллекта выше 150. Увы, единственным из действительно талантливых и известных людей, входящих в ее состав, был недавно умерший писатель-фантаст Айзек Азимов.

В свое время высокий уровень IQ – около 200 – также продемонстрировал известный физик Альберт Эйнштейн. Однако его товарищи по счастью или несчастью – судите сами – не столь талантливы и знамениты. Самый высокий IQ   – 228 из всех ныне живущих людей имеет американская журналистка Мэрилин Во Саван. Второе место занимает и вовсе безвестная домохозяйка из Бразилии. Третий знаменитый член общества Mensa   болгарка Даниэла Симидчиева с IQ   = 200 – также сидит дома и воспитывает троих детей. Никаких особо ярких интеллектуальных и творческих достижений представителей Mensa , к сожалению, пока не зарегистрировано.

Академик РАН Виктор Васильев недавно заявил о том, что детальная проверка математических аспектов тестов IQ приводит к выводу, что ответы в некоторых из этих мини-задачек выставлены… неправильно. Возможно, тесты на IQ представляют собой нечто вроде тестов ЕГЭ – человек должен догадаться, какой ответ автор теста считает правильным. Приплетать сюда научную истину оказывается совершенно неуместно.

При этом не секрет, что способность понять логику авторов теста может быть повышена за счет тренировки. На Западе, где от тестов на IQ может зависеть многое – от карьеры до зарплаты – люди усердно тренируются. И когда они уже начинают эффективно справляться с неправильно составленными задачками, перед ними распахиваются все двери.

Как известно, ошибки встречаются и в ЕГЭ, но есть люди, которым это не мешает регулярно набирать самые высокие баллы. Современная система тестов положительно оценивает человека, которые не докапываются до истины, не задумывается, зачем он делает то или иное – он попадает в некий социальный контекст, улавливает мнение начальства, и, в конечном счете, становится не творцом, а соглашателем. Впрочем, к таким людям, судя по всему, никоим образом не относятся упомянутые Эйнштейн и Азимов, хотя исключения обычно лишь подтверждают правило.

Конечно, очки, набираемые при решении тестов на IQ , свидетельствуют не только о способности интуитивно понимать, что имел в виду автор задачек. Они показывают умение сосредотачиваться, находить подходящее слово, а «геометрическая» часть вообще достаточно адекватна. Некоторые психологи предлагают вообще упросить IQ -тесты до мысленного сбора из кубиков определенной фигуры. Дело в том, что пространственное воображение коррелируется с логическим мышлением и волей, то есть, двумя важнейшими способностями, необходимыми не только для реализации, но и дальнейшего, потенциального развития интеллекта.

Стоит также отметить, что в разных странах понятие «интеллект» воспринимается по-разному. По мнению психологов, в России понятие «ум» скорее приближается к японскому, чем к американскому – мы требуем от умного человека некоей универсальности.

Как пишет в журнале «Компьютерра» психолог Дина Рамендик, в результаты опроса, проведенного в нашей стране, позволили выделить пять факторов интеллектуальности.

1. Социально-этический (скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогает другим). Этот фактор характерен только для России, только здесь, чтобы считаться умным, нужно быть добрым, злой - значит глупый!

2. Культура мышления (эрудированный, хорошо образован, много читает, гибкий ум, творческий).

3. Самоорганизация (не зависим от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуации, стремится к поставленной цели, логичный).

4. Социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник).

5. Опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный).

Сейчас в мире все чаще выдвигается идея о создании принципиально новых тестов. При этом одни психологи, как уже сказано выше, предлагают до предела упростить предложенные людям задачи, другие – разработать более сложные и изощренные тесты, затрагивающие даже не пять, а десятки, или даже сотни составляющих интеллекта. Так или иначе, нынешняя система проверки интеллекта, кажется, уже устарела. Тем не менее, отменить ее, не создав взамен новой и более совершенной, разумеется, не представляется возможным.

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить