Учителей вызвали к доске... объявлений "Ищу работу"

Современное состояние российской средней школы уже давно оценивается как критическое. Может быть, именно поэтому в последнее время все стали хором критиковать ее — образование, мол, не соответствует современным требованиям, постоянная текучесть кадров, нехватка оборудования и т. п.

Самое печальное, что для подобной критики в большинстве случаев действительно имеются основания. Однако многие, отмечая серьезные недостатки в работе российских общеобразовательных учреждений, как-то забывают, что сама школа в этом не виновата.

До тех пор, пока в нашей стране среднее образование будет бесплатным и обязательным для всех, школам придется зависеть в основном от государственного финансирования. Причем даже не от того, сколько им выделят денег из бюджета, а от того, сколько из этой суммы получит именно школа (ни для кого не секрет, что в нашей стране бюджетные средства, спускаясь вниз от казны до получателя, имеют интересную тенденцию уменьшаться в размерах). Именно нехватка денег, выделяемых на среднее образование, и есть причина многих негативных явлений, наблюдаемых в современной российской школе.

Читайте также: России нужны "пилюли грамотности"

Многие ведомства предлагали разные способы решения данной проблемы. Однако, пожалуй, самый интересный придумала та самая государственная структура, в непосредственном ведении которой находятся все образовательные учреждения, а именно Минобрнауки РФ. Не так давно Андрей Фурсенко в одном из интервью рассказал о том, что для улучшения финансирования школ необходимо сократить количество учителей.

"В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников, — говорит министр. — У нас десять лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас — девять-десять учеников на одного учителя. Сегодня в России около 13 миллионов учеников — к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнется не ранее 2015-2016 годов. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. Сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения — 200 тысяч человек".

Фото: AP

Это заявление сразу же вызвало волну протестов в СМИ и Интернете. Возмущенные родители и учителя моментально стали доказывать, что подобные меры обязательно приведут к дальнейшему падению уровня образования, не подкрепляя, правда, свои сообщения никакими серьезными аргументами. Возможно, многих испугало число, названное Фурсенко — 200 тысяч! Но следует принять во внимание тот факт, что в России имеется около 70 тысяч школ, 90% из которых — государственные.

Получается, что в каждой школе в среднем работает около 190 преподавателей. Если мы посчитаем, скольких учителей при сокращении лишится каждая школа, то цифра будет не так велика — около 30 человек. Стоит заметить, что далеко не все из них несут полную педагогическую нагрузку. Многие являются совместителями. То есть работают еще где-нибудь кроме школы. Директор и его заместители также формально являются учителями, хотя преподают всего лишь 2-3 часа в неделю.

Всем давно известно, что далеко не все школьные учителя в настоящее время способны обеспечить качественное преподавание своего предмета. Я сам, отработав больше 10 лет в различных школах, встречал немало людей, которые попали в учителя в 90-е годы совершенно случайно. Их взяли на работу просто потому, что работать в то время в школе вообще мало кто хотел.

При этом за годы своей деятельности многие из них не только не приобрели профессиональных знаний, необходимых для качественного преподавания, но и создали своей школе плохую репутацию. Так что здесь не паниковать, а радоваться надо — тому, что появилась законная возможность освободить наши школы от этих профессионально непригодных сотрудников.

Некоторые боятся того, что при сокращении штатов школьная администрация будет сводить личные счеты с неугодными ей учителями. Однако те, кто так считает, почему-то не задумываются над тем, что эти неблаговидные поступки администрация может совершать и без директивы об обязательном сокращении количества педагогов.

Кроме того, если учитель считает, что его уволили несправедливо, никто не мешает ему подать на администрацию школы в суд. Я сам знаюнесколько подобных прецедентов, и, что самое интересное, во всех известных мне случаях судебное решение выносилось в пользу пострадавшего от произвола преподавателя.

Тем более что, по сообщению г-на Фурсенко, никто не собирается проводить сокращение в обязательном порядке. "…Мы можем лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить…" — заявил министр. Правда, похоже, он не учитывает тот факт, что в России подчиненные часто воспринимают рекомендации начальника как приказ. И реагируют на него соответствующим образом.

Итак, как мы видим, сокращение небольшого количества учителей вряд ли приведет к падению уровня российского образования. Однако финансирование школ тоже в результате этой меры, скорее всего, не улучшится. И вот почему.

Ставка преподавателя определяется не тем, сколько учеников он обучает, а тем, какой у него разряд и какое количество часов в неделю он работает. При сокращении количества учеников уменьшается число классов и, соответственно, количество тех самых часов, необходимых для преподавания каждой дисциплины.

Фото: AP

 

 

Для примера — если для двух шестых классов положено 4 часа биологии в неделю, а этот предмет часто ведет один и тот же преподаватель, то в том случае, когда один класс расформировывают, учебных часов остается в два раза меньше. То есть зарплата биолога, даже притом, что в школе он останется "один на всех" не возрастет, а наоборот, уменьшится.

Кроме того, не стоит также забывать про разряды квалификации. Молодому специалисту, имеющему 10-й разряд, не увеличат зарплату от того, что школа сократила четырех учителей с 12-м разрядом. Чтобы добиться увеличения своего жалования, ему нужно самому добиваться получения 12-го разряда, а от сокращения числа сотрудников это совсем не зависит.

Но, может быть, те деньги, которые появятся от того, что количество учителей станет меньшим, можно будет направить на другие нужды школы, например, на закупку оборудования? Навряд ли. Как показывает опыт, государственные бухгалтерии крайне неохотно переводят деньги из одной расходной статьи в другую. И если деньги поступают именно на зарплату, то их никто не даст тратить на другие цели.

Не является секретом и то, что сокращение количества преподавателей таит в себе немалую социальную опасность. О том, куда деваться этим 200 тысячам учителей, ставшими вдруг безработными, Минобрнауки совсем не подумал. Наверное, потому, что вопросы трудоустройства просто не находятся в его компетенции. Может быть, будут созданы специальные курсы переподготовки для бывших работников образования. Но ведь на их создание тоже потребуются деньги, причем не маленькие. Получается, что экономии бюджетных средств предлагаемое сокращение все-таки не принесет.

Также г-н Фурсенко ни слова не сказал о том, планируется ли сократить число студентов, обучающихся в педагогических вузах. Если нет, то большинство выпускников из-за сокращения вакантных мест в школах после окончания института не смогут найти себе работу по специальности, то есть после выпуска автоматически пополнят ряды армии безработных. Социальную напряженность это не снимет.

Читайте также: "Голодным студентам" придётся потерпеть

Итак, одним лишь сокращением количества учителей проблемы школьного образования в России не решить. Поэтому вместе с ним необходимо провести и другие мероприятия, такие, как отмену системы разрядов для учителей (она уже давно устарела). Логично было бы ликвидировать зависимость доходов учителя от "почасовки", а при начислении зарплаты учитывать именно качество преподавания (так уже давно делают в школах США, причем в оценке качества принимают участие не только специалисты из числа учителей, но также и родители с учениками). Необходимо создание специальных статей расходов на покупку необходимого оборудования и централизованный ремонт школьных помещений.

Наверное, именно тогда наши школы смогут повысить качество образования настолько, что родители перестанут отдавать своих детей в зарубежные заведения. Наоборот, иностранцы к нам проситься будут…

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить