Япония показала зубы

Зубные протезы, идеальные по форме и белизне, скоро станут анахронизмом. На это, по крайней мере, надеются японские ученые, чье открытие обещает вывести трансплантологию на новый уровень. Революционная методика позволяет заново выращивать утерянные зубы из нескольких клеток организма.

В стране, где люди славятся своим долголетием и красотой, ученые решили преподнести сюрприз для всех пожилых людей. Скоро зубы можно будет создавать из единственной клетки организма.

Как водится, в качестве подопытных животных выступили мыши. Сначала исследователи вырастили зубы в специальной посуде, а затем пересадили их лабораторным грызунам.

Учёные создали специальную форму из коллагена, куда и поместили клетку, «заставив» её делиться. В результате был получен вполне сформировавшийся зуб из привычных «деталей», включая дентин, эмаль, пульпу, кровеносные сосуды, а также периодонтальные связки, состоящие из соединительно-тканных волокон, сосудов и нервов.

«Искусственный зуб ничем не отличается от естественного», - подчеркивают авторы идеи в статье для журнала Nature Methods.

«Зубы росли и развивались так же, как и обычные, а затем были пересажены в ротовую полость мышей», - рассказал Такаши Тсуи из Токийского научного университета.

Разработка методик восстановления утерянных или травмированных органов и тканей – важнейшая задача, стоящая перед учёными 21 века. Подобные технологии позволят встать на новый уровень развития трансплантологии и навсегда уничтожат торговлю органами, которая, как уже писала «Правда.Ру», продолжает набирать обороты в странах третьего мира и Китае.

Читайте по теме: «Трансплантатный туризм» пугает правозащитников

«Окончательная цель, стоящая перед регенеративной терапией – создание полностью функционирующих биоинженерных органов, которые позволят заменить утерянные, травмированные и повреждённые старением органы», - пишут японские исследователи.

Примечательно, что искусственные зубы были созданы не из стволовых клеток, а из их более специализированных производных, локализующихся в эпителиальной (покровной) и мезенхимной (соединительной) ткани.

Клетки были изъяты из области десны, где располагаются так называемые «зубные зародыши» – своеобразные фундаменты, из которых впоследствии развиваются зубы.

Используя эти клетки, учёные воссоздали мышиные зубы, тем самым, дав сильный толчок всей трансплантологии. «Наше исследование должно показать нашим коллегам по всему миру, что подобные методики дело ближайшего будущего. Наша работа осветит путь трансплантологам, которые занимаются регенеративной терапией», - уверены японские специалисты.

Полгода назад был искусственно создан человеческий мочевой пузырь. Тогда американцы заявили об успешных испытаниях новой технологии, позволяющей в лабораторных условиях выращивать внутренние органы из небольших фрагментов собственных тканей больного.