Найден ген, сделавший человека человеком

Ученые обнаружили уникальный ген, который, возможно, играет основополагающую роль в развитии человеческого мозга, отвечая за умственные способности и интеллект Homo sapiens.

Специфическая область генома, названная HAR1, подвергалась ускоренным эволюционным изменениям у предков людей и, как выяснили учёные, именно она активна в период эмбрионального развития человека в тот момент, когда у зародыша закладывается головной мозг.

Исследователи Калифорнийского университета (Санта-Круз, США) сравнивали гены людей, шимпанзе и некоторых других животных. В результате, они обнаружили последовательность ДНК, которая резко отличала человека от животных.

Окончательно определить функцию гена пока не удалось, но имеющиеся факты говорят о том, что ген играет существенную роль в развитии коры головного мозга. Исследователи использовали сложную компьютерную технику, чтобы найти искомый ген, который, по сути, подвергся ускоренному развитию в процессе эволюции человека.

Учёные изучали эту область для того, чтобы понять, в каких тканях человека этот ген работает. Это, как считают они, помогло бы лучше понять его функцию.

В результате они выяснили, что HAR1 – часть двух частично перекрывающихся генов, один из которых – HAR1F – активен в специфических нервных клетках Кахаля-Ретциуса, играющих важную роль в формировании слоистой структуры коры головного мозга. Эти клетки ответственны за синтез специфического белка реелина, который влияет на рост нервных клеток и формирование «информационных мостиков» между ними.

«Похоже, мы нашли кое-что, заставившее развиваться наши умственные способности до такой степени, что человек превзошёл по своему интеллекту всех млекопитающих животных», - говорит руководитель исследования доктор Дэвид Хасслер.

Исследователи полагают, что ключевой ген не кодирует определенные белки. Вместо этого он влияет на функционирование других генов.

Как заявил в интервью Би-би-си профессор Оксфордского университета Крис Понтинг, исследование предполагает, что быстрое развитие человеческого мозга могло бы произойти из-за точной настройки функции удивительного гена, мутации которого, по-видимому, предрешили появление на Земле Человека Разумного.

Артём НЕДОЛУЖКО