"Хаябуса-2" доставит подарки от астероида Рюгю

Пресс-служба японского аэрокосмического агентства JAXA сообщила, что астероиду 1999 JU3, к которому сейчас летит зонд "Хаябуса-2", дано название Рюгю, в честь мистического подводного замка Рюгю-дзё из известной легенды про рыбака Урасиму Таро. Астероид назвали так неслучайно: ученые ожидают найти на нем "дары" в виде подводного льда и минералов.

Легенда гласит, что на острове Йонагуни жил рыбак по имени Урасима Таро. Каждый день он выходил в море и сетями ловил рыбу. Однажды ему повезло: в его сети угодила говорящая черепаха Отохимэ, дочь самого морского бога… Черепаха пригласила рыбака отправиться с ней в ее замок Рюгю-дзё, и там сделала ему подарок — коробочку, в которой таилась его смерть…

Погостив у Отохимэ, Урасима Таро вернулся домой. Но там он обнаружил, что прошло уже 300 лет и никого из его близких давно нет в живых… Тогда рыбак открыл подаренную черепахой коробочку и сразу же умер.

Посетителям сайта JAXA было предложено выбрать имя для астероида, обнаруженного в 1999 году. Было прислано более семи тысяч вариантов. Вариант Рюгю встречался в этом перечне около 30 раз. Эксперты решили, что он, пожалуй, действительно подходит: ведь "Хаябусе" предстояло вернуться на Землю, предварительно получив в дар от астероида образцы подводного льда и содержащих воду минералов, подобно тому, как рыбак получил в подарок от морской черепахи коробочку, побывав в ее подводном замке…

Члены экспертной группы связались с первооткрывателями 1999 JU3, американской коллаборацией LINEAR, и передали ей выбранное название. Их выбор был принят, и новое имя передали в Международный астрономический союз. После официальной процедуры за астероидом было закреплено название Рюгю.

Аппарат "Хаябуса-2" был запущен 3 декабря прошлого года с японского космодрома Танэгасима с целью изучения астероида 1999 JU3. Его предшественник, "Хаябусу-1", запустили в мае 2003 года. Он стал единственным космическим аппаратом, совершившим посадку и взлет с поверхности космического тела за пределами системы Земля-Луна. В 2005 году "Хаябуса-1" сел на поверхность астероида Итокава.

Ученые остановили выбор именно на Итокаве, так как, согласно данным спектроскопии, он, скорее всего, относится к астероидам S-типа, находящимся во внутренней части астероидного пояса и содержащим кремний, которые считаются источником подавляющего большинства падающих на Землю метеоритов. Такие метеориты называют обыкновенными хондритами.

Нельзя сказать, что миссия протекала гладко. Первоначально старт был назначен на 2002 год, но его отложили. После того как аппарат все-таки стартовал, он попал в зону мощной солнечной вспышки, повредившей одну из ионных батарей. Впрочем, это не помешало ему выполнить свою научную программу.

Для получения образцов грунта использовалось специальное устройство, которое окрестили "астероидной пушкой". Оно стреляет цельнометаллическими снарядами и способно поразить цель с расстояния 100 метров. В итоге на поверхности астероида образуется искусственный кратер, из которого можно будет взять пробу породы и определить состав небесного тела.

Хотя посадочному модулю MINERVA так и не удалось отделиться от зонда, тот все же совершил посадку. По неизвестной причине специальные снаряды, которые должны были "отстреливать" грунт, не выполнили своей функции. На обратном пути "Хаябуса" также пережил технические неполадки. Он вернулся на Землю не в 2007 году, как планировалось, а тремя годами позже.

В июле 2010 года было объявлено о том, что в 40-сантиметровой капсуле аппарата обнаружено более чем полторы тысячи пылевых микрочастиц диаметром менее пятидесяти миллионных метра. Предположительно, речь шла об астероидном веществе. Но быть вполне уверенными, что это пыль именно от Итокавы, нельзя. Поэтому японцы решили повторить миссию, надеясь, что вторая попытка окажется более удачной.

На этот раз целью являлся 914-метровый астероид 162173 (он же 1999 JU3, а ныне Рюгю). Размеры Рюгю несколько больше, чем у Итокавы. Кроме того, он обладает почти идеальной сферической формой, тогда как Итокава имеет вытянутую форму. А это тоже может влиять на успех миссии.

"Хаябуса-2" кардинально усовершенствован по сравнению со своим предшественником. Так, на нем установлены обновленные ионные двигатели, системы навигации и контроля аппарата. Если на "Хаябусе" для отстреливания астероидного вещества использовалась "болванка", то здесь будут применены снаряды, детонирующие с поверхностью тела. Как полагают специалисты, тогда шанс получить удачные пробы грунта будет гораздо выше.

В июле 2018 года "Хаябуса-2" должен сблизиться с Рюгю и получить образцы грунта. В декабре 2019 года он должен отбыть в обратный путь. Ориентировочная дата прибытия на Землю — декабрь 2020 года.