"Другая Россия" свое отжила

Со времени проведения самых первых "маршей несогласных" их организаторы выяснили для себя следующее: санкционированные акции привлекают гораздо меньше сторонников и, как следствие, внимание масс-медиа, чем запрещённые властями по тем или иным причинам мероприятия. В последнем случае все неудачи можно списать на превентивные задержания активистов, запугивание в СМИ и т.п. А если к тому же возникают стычки манифестантов с милицией, то лучшей картинки для западных и некоторых отечественных СМИ, иллюстрирующих "нарушении прав человека в России", придумать трудно.

Впервые эта технология была опробована в Санкт-Петербурге, где боевые группы "несогласных", прорвав милицейское оцепление вышли на Невский проспект. Но если власти северной столицы и местные лидеры "Другой России" всё же пришли к некоторому консенсусу и последующие акции "несогласных", пусть и с некоторыми сложностями, но всё же согласовывались в городской администрации, то для москвичей питерский опыт оказался неприемлем.

На питерские разрешённые акции хоть выходило несколько сотен человек, но всё же это было в несколько раз больше, чем могли выставить на аналогичные мероприятия москвичи. Причины такой аномалии разбирать не хочется, да это и не относится к теме разговора. Главное, что московский штаб "несогласных" взял на вооружение метод "провокаций" и создание "кабинетных" (то есть придуманных в стенах одного отдельно взятого офиса) информационных поводов.

Состоявшийся, точнее, не состоявшийся 6 мая в Москве "Марш несогласных" лучшее тому подтверждение. Порядка трёх сотен журналистов, два десятка "несогласных" и тонны воплей о незаконных действиях московских властей, помешавших тысячам москвичей выразить своё недовольство проводимыми в России политическими реформами - таков итог сегодняшней несанкционированной акции.

Впрочем, начиналось всё куда как более оптимистично. О предстоящем "марше несогласных" трубили все симпатизирующие "Другой России" СМИ в течение двух недель. Причём никого не смущало, что заявку на проведение акции "несогласные" подали с большим опозданием. По той простой причине, что главный заявитель - пресс-секретарь запрещенной НБП Александр Аверин - банально проспал время встречи.

Накануне "марша", поняв, что дела обстоят ещё хуже, чем предполагается, организаторы решились на крупную информационную провокацию, во всеуслышание объявив о том, что "марш несогласных" разрешён, договорённость об этом достигнута на самом высоком уровне чуть ли не по просьбе руководителей столичного ГУВД. Милиционеры и сотрудники столичного правительства, разумеется, эту "утку" опровергли, но дело было сделано: до сознания потенциальных участников "марша" донесли новость о РАЗРЕШЁННОМ характере мероприятия.

За 40 минут до часа Икс исполнительный директор ОГФ Денис Билунов, конечно, признал правоту московских властей, но на тот момент ему больше ничего не оставалось делать - уж слишком мало явилось к Чистопрудному бульвару "несогласных", чтобы идти на штурм ОМОНа. Да и спустя два часа заявления самих "несогласных" о задержании в целом по Москве в этот день "более пятидесяти человек" вряд ли могут свидетельствовать о многотысячных сторонниках Каспарова и Лимонова.

Кстати, эти два отважных лидера оппозиции так и не появились на "марше". В течение дня от них не было слышно никаких известий, а примерно в 5 часов вечера Исполком "Другой России" сообщил о том, что лидеры коалиции опасаются задержаний, поэтому на акцию не придут. При этом остальным сторонникам было рекомендовано срочно идти в направлении Чистопрудного бульвара. Надо понимать, что об их задержании за участие в несанкционированном шествии никто переживал.

К счастью, на этот раз обошлось без крови и жертв. Но нет никакой гарантии, что в следующий раз "несогласным" удастся привести в исполнение свои планы. По крайней мере в распоряжении у Эдуарда Лимонова есть ещё достаточное количество "злой, веселой, волевой, активной молодежи", которым престарелый вождь нацболов с удовольствием обещает "гордую и сильную жизнь и героическую смерть".

Впрочем, активно сотрудничавший с Каспаровым и Лимоновым политолог Станислав Белковский не скрывает разочарования. "Другая Россия" находится в глубочайшем кризисе. Она не сумела развить успех прошлого года и не сумела стать площадкой для объединения всех оппозиционных сил. Лидеры коалиции слишком увлеклись борьбой за статус главного русского оппозиционера на Западе, но для тех, кто выходит на марши, это совсем неважно, - заявил Белковский газете "Коммерсант". - Можно констатировать, что оппозиция в России умерла, все ее старые формы отжили. И теперь придется начинать все сначала, с нуля".

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить