В Москве должна быть переиздана пятитомная “Битва народов” Петра Себелева

К 55-летию великой победы советского народа в Великой Отечественной войне правительство Москвы, по просьбе Московского комитета ветеранов войны рассматривает вопрос о переиздании пятитомной книги П.М. Себелева “Битва народов”.
Первое издание книги было осуществлено в 1994-95 годах издательством “Сфера”. Работу над книгой автор, сам участник Великой Отечественной войны, начал в 1945 году, и продолжалась она почти пятьдесят лет.
5-томная эпопея Себелева не имеет равных себе в мировой литературе, как не имеет равных себе в мировой литературе, как не имеет равных себе вторая мировая война в истории человечества. “Битву народов” сравнивать не с чем, а Себелева не с кем. Потому расскажем о нем подробно.
Петр Митрофанович Себелев – русский, православный, крещеный, верующий. В детстве впитал в себя все прелести великолепной природы Дона. Любил купаться в Дону, ловить рыбу, а зимой кататься на санках с меловой горы. Окончил начальную школу и Борисоглебский автодорожный техникум. Затем – Красная армия, Военно-инженерная Академия и заочно один за другим – Политехнический и Энергетический институты. Дипломы об окончании с отличием.
В Советской армии служил 21 год: командир роты, командир батальона, командир полка и начальник штаба ударной, а затем и штурмовой Инженерно-саперной бригады Резерва Верховного Командования. Полковник. Участник штурма рейхстага.
После увольнения из армии работал главным инженером крупных строек, затем в правительственном аппарате. Наряду с основной службой ему всегда близки художественная литература, философия, наука, история, архитектура и физический труд. То, что он делал, систематически освещалось в газетах и журналах и демонстрировалось на ВДНХ СССР. Разработал Оздоровительные здания и сооружения, они построены в Заполярье, демонстрировались на ВДНХ, а Себелев награжден за них золотой медалью. Разработал агроградосферные комплексы. Агроградосферный комплекс “Юность России” также демонстрировался на ВДНХ СССР, Себелев же награжден второй золотой медалью. Разработал научную концепцию Биоплантику. Ее первая часть издана в 1991 году “Агропромиздатом”. Принципы этой концепции демонстрировались на ВДНХ в павильоне научно=технического творчества молодежи и Себелев в возрасте 70 лет был награжден дипломом Первой степени, ему присвоено звание “Лауреат научно-технического творчества молодежи СССР”.
Собственными руками он построил под Москвой три дачных дома – для сына и его семьи, для дочери и ее семьи и для себя с женой Антониной Игнатьевной. Опубликовал 40 статей в газетах и журналах.
Одновременно разработал идею организации Объединения прогрессивных писателей мира, Объединения прогрессивных художников мира, Всемирного музыкально-театрального Объединения и строительства Дворцов культуры Объединенных наций. Каждую из этих идей обосновал исторически, философски и в качестве предложений отправил заказными письмами Союзу писателей СССР, Союзу художников СССР, Всероссийскому театральному обществу И Министерству культуры СССР. Но эти организации не смогли осознать грандиозность выдвинутых проблем подтвердив, отписались, что получили предложения, что они представляют интерес, а Министерство культуры указало, что осуществление идей автора связано с большими материальными затратами.
Нам же представляется, что идеи Себелева и сегодня актуальны для союза славянских народов.
Но главной работой Петра Митрофановича была “Битва народов”. Он работал над нею всегда и везде, когда имел хоть час времени. Работал дома, после основного служебного времени, в самолетах, поездах, гостиницах, когда находился в командировках, на родительской усадьбе в городе Россошь во время отпусков. Работал под Москвой, на своей даче в саду, который сам же вместе с семьей вырастил.
За 50 лет работы Себелев 20 раз оправлял свой труд на рецензию в “Воениздат” и “Молодую гвардию”, но известные в стране писатели отметив, что Себелев взялся за гигантский труд и это делает ему честь, заканчивали тем, что справиться с таким трудом одному человеку немыслимо. А “Воениздат” в своем письме указал: “Написать задуманную книгу одному человеку немыслимо. А “Воениздат” в своем письме указал: “Написать задуманную книгу одному человеку так же не возможно, как не возможно муравью прорыть Казбек”.
Трудно сказать чем руководствовался Петр Митрофанович, но он ответил: “Муравей пророет Казбек и воздвигнет новый!” и продолжал работать над своим произведением. Одновременно он работал над автобиографической эпопей “Под сводами неба”. И эта книга объемом в 1000 страниц подготовлена к печати.
...В самом конце Великой Отечественной войны произошел эпизод, который запомнился Себелеву на всю жизнь. Был он начальником штаба Штурмовой инженерно-саперной бригады резерва Верховного Командования. Штурмовали рейхстаг и канцелярию Гитлера. Взяли бункер Гитлера. Многочисленное окружение немецкого фюрера, –– полупьяные генералы, министры, офицеры – начали выходить в сад канцелярии, а группа советских офицеров и солдат, среди которых был и Себелев в сопровождении начальника службы имперской безопасности Ганса Риттенхуберта вошла в кабинет Гитлера. Там ярко горели люстры от подземной электростанции, на ковре валялась скомканная бумага, на огромном письменном столе лежали картины Берлина, а на тумбочке в углу – пробирки и ампулы с лекарствами. Между ними стоял высокий пузырек. Два офицера контрразведки “Смерш” начали описывать все, что было в кабинете, а Ганс Риттехуберт открыл массивный дубовый гардероб.
— Это мундир Гитлера, его фуражка и личный пистолет “Вальтер”,–– сказал он Себелеву.
Мундир однобортный, светлопесочного цвета, с обеих сторон по четыре пуговицы из чистого золота, на левом рукаве свастика. Фуражка с бархатным красным околышем и козырьком из толстой коричневой кожи. На ней государственный герб Германии.
Петр Митрофанович взял пистолет Гитлера, посмотрел на него, повертел в руках и сказал офицерам:
— Ребята, мундир и фуражку Гитлера запишите в реестр и отойдите чуть в сторонку от стола и тумбочки. Я попробую, как стреляет эта пушка.
С расстояния в пять метров Себелев выстрелил и по кабинету разлетелось все, что было на тумбочке.
В тот же день эпизод стал известен маршалу Жукову. Он вызвал к себе Себелева и в присутствии генерал-лейтенанта К.Ф. Телегина строго сказал:
–– Расстреляв лекарственные препараты Гитлера, ты лешил наших врачей, ученых возможности определить чем болел Гитлер, его диагноз и достижения немцев в изготовлении лекарств...
–– Я не думал над этим, товарищ маршал.
–– Чтобы ты лучше думал – пятнадцать суток ареста.
–– Георгий Константинович, посмотрите в окно. В Берлине торжественно, невиданная эйфория! Мы победили! Встретились и солдаты двух фронтов! Кто там думает о лекарствах, которыми лечили Гитлера, –– заступился за Себелева Телегин. Жуков смягчился,–– пятнадцать суток условно—сказал он.
...Читая книгу “Битва народов”, мы видим не выдуманных героев, а тех людей, с которыми автор говорил, а многих и лично знал. И трудно вообразить себе, какие внешние силы сводили Себелева с сильными мира сего, независимо от его воли и желания.
Вернусь к созданию книги. Хоть “Воениздат” и не верил в нее, но главный редактор генерал-майор Щербаков Александр Николаевич был единственным, кто усиленно помогал Себелеву. Он писал во многие организации с просьбы ознакомить Петра Митрофановича с архивными материалами, просил военачальников принять его и побеседовать с ним. И Петр Митрофанович изучал огромный архивный материал Генштаба, Политбюро, МИДа, внешней разведки, беседовал со многими выдающимися военачальниками. Его беседы с Г.К. Жуковым, К.К. Рокоссовским, И.С. Коневым, и многими другими опубликованы в приложении к книге. Изучал Петр Митрофанович и обстановку, в которой жил и работал И.В. Сталин. Сидел за его рабочим столом на ближней даче под Москвой, в его плетеном белом кресле на пляже в Сочи.
А в стране в это время бушевал Хрущев. Поносился культ личности Сталина, фактически разлагалась КПСС, ликвидировались министерства создавались совнархозы, рушилось сельское хозяйство, обострялась международная обстановка...Хрущев компрометировал и нашу победу в великой Отечественной войне, а его личное поведение было пошлым.
Себелев написал на 72 страницах письмо Членам Президиума ЦК КПСС и маршалам Советского Союза, подверг уничтожающей критике Хрущева и предложил отстранить его от всех постов и избрать нового руководителя партии, страны. Письмо сдал в канцелярию каждого адресата. Месяца через два Себелев был арестован и оказался в 56камере на Лубянке. В его квартире произвели обыск. Среди сотрудников КГБ СССР было немало порядочных и самостоятельно мыслящих людей. В то время, когда лейтенанты молоточками обстукивали стены и полы квартиры, руководивший обыском майор Ю.М. Бондаренко зашел в маленькую комнату и увидев четыре экземпляра рукописи книги и другие материалы, один экземпляр книги записи бесед с военачальником бросил в детскую ванную и забросал висевшим на стене бельем, а три экземпляра вынес в большую комнату и упаковал в пергаментную бумагу.
В КГБ к Петру Митрофановичу относились внимательно и корректно. Каждый день в камеру приходила врачи интересовалась, как он себя чувствует. Но недолго ему пришлось быть на Лубянке. Хрущев был снят, а Себелева на машине председателя КГБ СССР В.Е. Семичастного привезли домой. Потом направили на работу в Государственный Комитет совета Министров РСФСР по делам строительства. Провождая Петра Митрофановича, следователь КГБ подполковник Василий Николаевич Кожухов сказал ему: “Пройдет время и выбудете благодарны нам за сою жизнь. Вы явились организатором отстранения от власти Хрущева...А знаете как в наше время бывает –- то происшествие на улице, то автомобильная авария, то трагедия в лифте...”.
Прошли годы, большой неутомимой работы и снова судьбоносный случай. Приближалось 50-летие Победы в Отечественной войне. Себелев написал мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову открытое письмо с просьбой издать “Битву народов” к 50-летию Победы. Письмо было опубликовано в газете “Славяне” 13-14 1993 года. И по решению правительства Москвы издательство “Сфера” издало “Битву народов” как подарочную Героям советского Союза, полным кавалерам Орденов Славы, маршалам, генералам и адмиралам.
Произведение это – глобальное. В нем показаны все фронты Великой Отечественной и второй мировой войны. Полководцы, государственные деятели и политики всех воевавших стран – такие, какими они были. Ярко и правдиво показаны солдаты и офицеры всех воевавших стран и каждая армия имеет своих национальных героев. Ярко показаны рабочие и крестьяне нашей страны в защите своей Родины. Объективно раскрыты причины войны и ее цель. Книга служит взаимопониманию народов. Видим мы в книге и величайшую Сталинградскую битву, битву на Орловско-Курской дуге, битвы в Африке, На Тихом океане, в Китае, Западной Европе. Видим братание болгарской армии с советскими солдатами, героическую борьбу сербов с немецкими оккупантами...
Наконец-то мы видим войну такой, какой она была во всем ее разнообразии и жестокости. Исторические личности, в том числе Сталин, Черчилль, Рузвельт, де Голль, Мао Цзэдун, Гитлер, Муссолини – такие, какими они были, без преукрас и опошлений.
Главным достоинством книги, как отмечают многочисленные читатели, является достоверность, художественная яркость и оригинальность. Читатель ощущает себя не сторонним наблюдателем, а участником грандиозных событий. Привлекает к себе внимание и романтическая линия “Битвы народов”. В образах полковника Светлова и связистки Клавдии – жизнь самого автора. Первая и сильная любовь. Женитьба. Десять дней совместной жизни. Война. Он на фронт и она на фронт. Долго в огнях войны оставались верными друг другу. И вдруг что-то изменилось...
Книга эта обсуждалась в ряде школ, писательских организаций, в Министерстве обороны России. 4 марта 1997 года в зале Московского Комитете ветеранов войны собрались солдаты, офицеры, генералы – участники Великой Отечественной войны. Среди них несколько 9-го Управления КГБ СССР, которые охраняли политбюро и лично И.В, Сталина. Что нравилось в книге одним, не нравилось другим. Молотили Сталина за ошибки в войне, маршала Жукова и Еременко за грубости, маршала Москаленко за то, что под Киевом собственноручно расстрелял трех солдат, Хрущева – за пьянство на фронте и стукачество. Все стремились найти только отрицательное в деятельности политиков и военачальников. И это было понятно: ветераны были озлобленны бедственным положением, в котором оказались они и страна.
Но вот поднялась женщина
–– Я участница Сталинградской битвы, доктор исторических наук Мирманцева Вера Семеновна,– представилась она.—Литература развивается. Сегодня эра романов кончилась и наступила новая эра. Первой книгой этого рода является “Битва народов” Себелева. “Битва народов” стоит на трех китах – истории, литературных образах и науке. А теперь вопрос к автору. В вооруженных силах Советского Сорюза находилось около трех миллионов женщин, но показаны они в книге очень слабо. Почему, Петр Митрофанович?
Автор согласился с замечанием и сказал, что обязательно поработает над ним.
После обсуждения книги Петр Митрофанович снова засел за нее. Не изменив ни одной строчки, он пополнил ее новыми малоизвестными событиями Великой Отечественной и второй мировой войны и создал героический женский образ Марии Русь.
Труд для Себелева – это и его отдых. Смена одного вида труда другим не только вызвала усталость и при работе над книгой, напротив, пополняла его силы. И удивительно, чем больше его критикуют тем выше его работоспособность.
Не потратил он ни одного часа на всевозможные игры и туристические путешествия, а спорт заменял только физическим трудом. Но всегда находил время слушать музыку. Так было, так и есть сегодня. Таков характер, таков иммунитет этого замечательного человека.

П.Н. ЛАЩЕНОВ.
Директор издательства “Сфера”

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить