Обнаружена неизвестная картина Ван Гога

Неизвестную картину художника Винсента Ван Гога удалось обнаружить учёным под слоем краски его более позднего произведения - «Лоскут травы» (Patch of grass), написанного в 1887 году.

Авторы работы, группа ученых из Нидерландов, Германии, Бельгии и Франции, отмечают, что Ван Гог часто заново использовал свои холсты и писал поверх старых новые варианты картин или же создавал новые произведения.

Эксперты полагают, что около трети ранних полотен художника скрыты под более поздними. «Эти скрытые полотна дают уникальную возможность заглянуть в процесс создания его работ», - отмечают ученые. Прежние обследования «Лоскута травы» показали, что на этом полотне просматривается неясный контур человеческой головы. Но технологии, которые обычно используется в музеях для обнаружения скрытой живописи, в частности, рентгеновские установки, не могли дать больше.

Ученые решили использовать для исследования картины новую технологию - сочетание флюоресцентной спектроскопии и синхротронного излучения, возникающего при ускоренном движении заряженных частиц на скоростях, близких к скорости света. Синхротронное излучение заставляет вещество флюоресцировать - его атомы испускают излучение, длина волны которого зависит от того, какой это химический элемент, а интенсивность показывает его концентрацию.

Это позволяет с высокой точностью определять наличие тех или иных элементов. Кроме того, выгода от использования синхротронного излучения заключается в том, что верхние слои краски искажают картину в меньшей степени. Более того, скорость измерения выше, что позволяет исследовать большую площадь. Картина была просканирована с помощью источника синхротронного излучения DORIS в Гамбурге Германия). В течение двух дней был «картографирован» квадратный участок картины размером 17,5 сантиметра, где просматривался контур головы. «Мы составили карту интенсивности флюоресценции, которая отражает распределение отдельных элементов в слоях краски. Благодаря этому, нам удалось с высокой точностью увидеть скрытое лицо», - говорится в статье. В частности, распределение таких элементов, как ртуть и сурьма (присущих определенным краскам) позволило получить «цветную фотографию» скрытого портрета.

Картина «Лоскут травы» была написана Винсентом Ван Гогом в 1887 году в Париже и хранится в голландском Kroeller-Mueller Museum. Реконструкция позволит историкам искусства лучше понять эволюцию творчества Ван Гога, сообщает РИА «Новости».