Ненасытные монополии присосались к бюджету

Российские монополисты — самые бедные монополисты в мире?! Если заморозить тарифы и увеличить налоговую нагрузку, они понесут колоссальные убытки. Но сколь ни высоки будут убытки, покрывать их придется государству, ведь именно из казны монополисты с завидной регулярностью выпрашивают различные субсидии. Возможно ли разорвать этот порочный круг?

Волна недовольства российскими монополистами вновь поднялась в свете последних правительственных решений. От составителей бюджетного плана на ближайшие годы в худшем смысле слова досталось всем: и многодетным матерям, и госслужащим, и социально-незащищенным слоям населения и даже, казалось бы, неприкосновенным государственным монополиям. "Все должны поджиматься, это трехлетка экономии. Все, начиная с федерального бюджета, естественных монополий, предприятий, бюджетных организаций, должны принять планы экономии", — заявил министр финансов России Антон Силуанов. Казалось бы, посыл понятен — сегодня затянем ремни потуже — завтра будем если не на коне, то хотя бы не в кризисе. Однако бизнес-сообщество восприняло этот призыв, мягко говоря, безрадостно. И громче всех возмутились госмонополии.

Читайте также: Владимир Якунин: Некоторые монополии, возможно, спасутся от заморозки тарифов

Как подсчитали в Минэкономразвития, от одной только заморозки тарифов естественных монополий бюджет страны может получить в 2014 году более 150 миллиардов рублей, а в последующих годах — и того больше. Однако в рядах монополистов это заявление отклика не нашло. Высказаться против нововведения поспешили РЖД, "Транснефть" и "Газпром", руководство которого спрогнозировало компании 510 миллиардов рублей убытков.

Но печальнее всего стало монополисту РЖД, и без того денно и нощно стоящему у российской казны с протянутой рукой. Руководство компании попросило у правительства 30 миллиардов рублей субсидий на возмещение убытков от заморозки тарифов. Как обозначил в докладе вице-президент РЖД Вадим Михайлов, хоть главный железнодорожный перевозчик страны и придумал различные способы компенсировать потери, этого будет недостаточно. Так, было решено увеличить стоимость транспортировки нефти железнодорожным транспортом и восстановить резерв для обеспечения сомнительных долгов пригородных пассажирских компаний, однако без казенной поддержки прибыли компании все равно не видать, указано в докладе.

Читайте также: Эксперт: То, что олигархи-монополисты просят денег, — лишь верхушка айсберга

Тем временем, Минэкономразвития сам придумал сценарий экономии для РЖД. Главный пункт, прибегнуть к которому монополист сам как-то не додумался — сокращение издержек (а именно, инвеспрограмм, затрат на сотрудников и реконструкцию путей). Надо заметить, что нежелание сокращать издержки и увеличивать эффективность использования средств — это общая черта большинства российских монополистов. И именно такое отсутствие гибкости, скорее всего, приводит к необходимости вновь засунуть руку в казну.

"Я помню, когда первый министр экономики Герман Оскарович Греф закручивал гайки для отечественной промышленности и сельского хозяйства, для перерабатывающих отраслей (которые чаще всего в частном бизнесе находятся), ему говорили: "У нас же падает рентабельность, что же вы делаете?" А он отвечал: "Либо ты лучший, либо ты банкрот, снижайте издержки", — заметил в беседе с Правдой. Ру первый зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов, — Но почему-то это правило абсолютно не относится к нашим монополистам. Они в тарифы загоняют любые издержки, любые траты, и общество должно это проглатывать. В то же время по эффективности работы они далеко отстают от частного бизнеса, поэтому надо руководству естественных монополий не клянчить деньги у государства, а повышать эффективность работы и сокращать издержки".

Как напомнил представитель ГД, "Газпром" является спонсором российской футбольной команды "Зенит", германской "Шальке 04", "Ленинского Спартака" из Болгарии, а также футбольно-баскетбольного клуба Сербии "Црвена звезда". "Конечно, если мы будем оплачивать траты футболистов в Болгарии, в Сербии, в Германии, естественно, нам никаких бюджетных денег не хватит, — разводит руками Емельянов, — Там огромнейшие непроизводственные траты, начиная с бонусов и самих зарплат топ-менеджмента, и заканчивая такими тратами, как футбольные команды, яхты, дома отдыха и так далее. У монополий очень большой запас прочности, очень большой залог, и совершенно не мешало бы пощипать его. Потому решение правительства о заморозке тарифов правильное и никаких денег давать им больше не надо из бюджета".

Меж тем, не давать денег монополиям нельзя никак, поскольку на них возложены важные функции инвестирования в российскую экономику. Таким образом, чем беднее госмонополии, тем медленнее развивается наша страна. "С одной стороны, наверняка есть возможность сокращения издержек, но с другой стороны мы тоже должны понимать, что монополии занимаются активным инвестированием в проекты, и это разгоняет выпуск в соседних отраслях промышленности, — поясняет "Правде.Ру" заведующий кафедрой "Прикладная политология" Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов, — То есть в общем-то ясно, что крупные компании будут претендовать на государственные деньги. Я согласен и с тем, что есть там резервы и для сокращения издержек, и многие проекты выглядят завышенными с точки зрения инвестиций, но в целом тоже надо понимать, что ограничение тарифов возможно только, если государство будет менять свой экономический курс. Если у нас по-прежнему инвестиционная нагрузка в экономике будет лежать на естественных монополиях, они всегда будут просить деньги".

Инвестирование в различные проекты действительно осуществляется государственными монополиями в достаточной мере. Причем, по мнению Симонова, РЖД являются убыточными как раз по причине гигантской инвестиционной программы. Результатами проделанной работы на Национальном конгрессе, который проводился на этой неделе в Москве, похвастался старший вице-президент по инновационному развитию ОАО РЖД Валентин Гапанович, упомянувший такие проекты, как ВСМ Москва-Казань (первая высокоскоростная железнодорожная магистраль в России), разработка локомотивов на газомоторном топливе совместно с "Трансмашхолдингом" и так далее. Еще активнее работает в направлении инвестиций газовый монополист России.

"Если мы говорим про Газпром, то поиск новых месторождений, строительство газопроводов — это все затратные мероприятия. У Газпрома инвестпрограмма в этом году будет триллион рублей. Это серьезные деньги, — рассказывает Константин Симонов, — Я против того, чтобы давать крайние оценки. Хотя, конечно, нельзя говорить о том, что монополии все эффективно тратят на инновации. Конечно, у нас недоинвестирован сегмент IT, но при этом говорить о том, что все деньги разворованы — это тоже неправильно. Все-таки есть физически построенные объекты, трубы, железные дороги, их можно посмотреть, пощупать, и это все как раз нашу экономику разгоняет".

Читайте также: Эксперт: Малому и среднему бизнесу нет смысла что-то просить у государства

Однако именно в отношении инвестпрограмм Минэконоразвития предложило монополиям умерить аппетиты, поскольку это поможет им минимизировать убытки, связанные с ограничением роста цен. К слову, от заморозки тарифов выиграют не только простые граждане, но и промышленники, которым приходится работать в условиях постоянно растущих расходов на логистику, газ, электроэнергию и так далее, что в промышленных масштабах обходиться в весьма круглые суммы. Поэтому решение правительства поубавить пыл крупных хозяйственников поможет восстановлению промышленных предприятий, также оказывающих влияние на развитие экономики. Но только в том случае, если эти предприятия не завязаны на инвестпрограммы монополистов… Выходит, что российская экономика, завязанная на монополистах, давно попала в замкнутый круг. И единственная возможность вырваться оттуда — это ужесточить государственный контроль за тратами естественных монополий. Любопытно, насколько в этом случае сократится капитализация инвестиционных проектов наших хозяйственников?

Читайте также: Эксперт: Монополии должны строже контролироваться государством

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Российские монополии кормят Лондон?
Комментарии
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Вместо "Мистралей": Россия в ожидании мощного "Прибоя"
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Дружить нельзя, разоружаться можно – ФРГ наставляет Трампа перед встречей с Путиным
Мальчик из созвездия Девы
Дружить нельзя, разоружаться можно – ФРГ наставляет Трампа перед встречей с Путиным
Лондон снял шляпу перед российской армией
Франция стала чемпионом мира по футболу
Крупнейшая финская газета Путину и Трампу: Не решайте европейские вопросы без участия европейцев
ВЦИОМ рассказал, за кого будут переживать россияне в финальном матче ЧМ-2018
Трамп сделал сенсационные заявления о Крыме, Путине и НАТО
Крупнейшая финская газета Путину и Трампу: Не решайте европейские вопросы без участия европейцев
Пенсионеров начали "вязать" за протест против пенсионной реформы
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"
Как из Молдавии сделали пуделя, а из России - "агрессора"