Кого и почему бесит православный храм - Новости Екатеринбурга

Кого и почему бесит православный храм в Екатеринбурге - мнения экспертов

Уже несколько дней в Екатеринбурге проходят протесты против строительства храма. И эти страсти многим непонятны. Кому может помешать православный храм?

Напомним, у этого проекта затянувшаяся история… К 300-летию Екатеринбурга в городе, в месте расстрела царской семьи, планируют возвести храм Святой Екатерины. Первоначально местом постройки выбрали площадь Труда, но после акции протеста решили сделать храм на воде. Когда и этот проект не устроил бойких активистов, было принято решение возвести храм на площади возле Театра драмы на месте городского сквера.

Третье место тоже якобы активно не нравится горожанам. Протестуют уже почти неделю. Митинги не санкционированы, а следовательно, незаконны. В результате несанкционированных акций против строительства храма по статье "Мелкое хулиганство" на этой неделе привлечено около двух десятков дебоширов.

"Правда.Ру", пытаясь разобраться в этой ситуации, позвонила экспертам — священнослужителю и политологу.

Протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" отметил:

"Вот уже девять лет идет речь о восстановлении главного храма города, который был разрушен во время богоборчества. И все эти девять лет довольно узкая, но активная группа пытается по каждому месту возможного строительства устраивать хорошо организованные акции протеста. Хотели строить на историческом месте, на акватории пруда, и нынешнее место тоже не нравится.

Очевидно, что не понравится никакое место строительства этого храма. Я думаю, что они заботятся не об историческом центре города, а о собственной политической заметности, о собственном политическом влиянии. Все другие темы, похоже, исчерпаны, потому что в основной своей массе народ не верит этим движениям.

Девять лет борются с храмом. Но почему-то когда строили "Ельцин-Центр", когда возводятся всякие коммерческие здания, ни одного звука по этому поводу со стороны этих движений не прозвучало. Наверное, они пытаются бить по самым слабым и беззащитным — по верующим людям.

Самое удивительное, что эти люди, которые вроде как пытаются говорить от имени просвещенной публики, действовали, как самые настоящие дикари и погромщики. Мы с вами прекрасно знаем, кто действует поверх закона через нелегитимные формы применения силы — это бунтовщики, это революционеры, это люди, которые пытаются наглостью, нахрапом взять власть. Плоды деятельности таких групп очень хорошо известны. Мы помним по своей истории XX века, а уж украинский пример стал хрестоматийным".

По мнению протоиерея, за этими группами стоят "часть московской политтусовки, наверное, западные круги, которые хотели бы не только дестабилизировать ситуацию в России, но и ввести войну символов, с тем чтобы большинство граждан России чувствовало себя обессиленным и униженным, а в местных храмах стояли бы "Ельцин-Центры", какие-нибудь плакаты Навального и еще что-то в этом роде".

В беседе с корреспондентом "Правды.Ру" политолог Дмитрий Орешкин довольно пространно рассуждал, "почему вертикальная власть пытается восстановить символическое единство государства, опираясь на религию":

"Идеократия означает, что в центре государства лежит какая-то идея. Советская идеократия строилась на основе коммунистических идеалов. Они рухнули, и осталось государство без идеократического штыря. Были поиски национальной идеи. Искали, искали и не нашли. Не может быть единой для всех идеи: кто-то верит в Бога, кто-то — в Сталина, кто-то — в пророка Магомета и т. д.

В этой ситуации идею найти очень трудно, но вертикальная власть ее ищет, ведь идеократия, по определению, по логическому ходу событий, обеспечивает доминирующую роль для определенной группы людей. Как правило, это силовики и пропагандисты-идеологи.

За неимением лучшей идеи они решили сплотиться вокруг Православия. И где надо и не надо строят храмы, искреннее полагая, что чем их больше, тем сильнее вера. Отчасти это работает, но чем крупнее город, тем меньше. Потому что город всегда космополитичен: разные идеи, люди, информационные обмены и прочее".

Вослед литературному критику Виссариону Белинскому, писавшему Гоголю про безверие русского мужика, географ по образованию Дмитрий Орешкин развил хрестоматийные образы "неистового Виссариона", применимые к дню сегодняшнему:

"Почему такое упертое стремление екатеринбургских властей построить храм? Потому что это символ контроля над ситуацией. Это символ идеократического подчинения масс.

Господин Куйвашев опирается на классическую российскую историческую традицию, он носитель державности, носитель победоносной армейской традиции и т. д. Поэтому они строят этот храм, а у далеко не всех горожан это вызывает восторг. Лучше по этому скверику бегать, гулять с детишками или с собачками.

Есть некоторые товарищи, которые хотят использовать это для того, чтобы подбросить господину Куйвашеву проблем. Это нормальная политическая конкуренция. Есть некоторые товарищи, которые поддерживают господина Куйвашева и, соответственно, помогают ему продемонстрировать несгибаемость. В тех кругах считается, что твердость — это знак хорошего менеджера, чтобы до Кремля не доходили волны слухов о том, что там так плохо. Значит, надо заткнуть эти протесты, надо их нагнуть, надо построить храм и все будет благостно. Такой неписанный, но довольно очевидно читающийся приоритет у городских и областных властей.

Осветив перед нашими читателями одну сторону этой проблемы, политолог не преминул упомянуть и о другой:

"Протест — признак того, что людям что-то не нравится. Не данный конкретный храм. В разных регионах случаются протесты по разным поводам. В Ингушетии — из-за передела территорий. В Архангельской области — из-за мусоросжигательного комбината. В Петербурге — из-за Исаакиевского собора.

Здесь тоже из-за собора, но в другом смысле. Накопились какие-то претензии граждан к местным властям. Это не федеральная, а региональная проблема. Знак того, что последние лет десять мы не совсем туда шли, поэтому накапливается раздражение. Другой вопрос: форма, в которой это раздражение прорывается".

Именно здесь наш собеседник усмотрел свой любимый "сюжет, который заключается в том, что власть строит идеократию, вертикаль, систему подчинения, иерархии и т. д., а страна (особенно крупные города, такие как Москва, Екатеринбург или Питер) нуждается в другой метрике отношений. Люди разные: и православные, и исламисты, левые, правые, националисты, интернационалисты, болельщики "Спартака" или "Динамо". У всех есть свои приоритеты. Чем крупнее город, тем понятнее эта необходимость не идеократического, а более гибкого механизма взаимодействия. В большинстве городов власть не готова этот механизм представить. В Москве Собянин — молодец. Он нащупал какой-то баланс. В Питере — менее удачно. В Екатеринбурге — тоже. Во всяком случае, я вижу, что потенциал для протеста есть, а легальных окон для этого протеста нет. Поэтому, как и накануне крушения Советского Союза в середине 80-х, прорывается псевдопротестное движение. Тогда многие вдруг невероятно были озабоченны экологией: спасали Арал, Байкал и т. д.".

В заключение Дмитрий Орешкин оставил нам в наследство неутешительный прогноз о продолжении протестных акций по любым надуманным поводам:

"Протестовать против вертикали власти, с одной стороны, страшно — закатают в каталажку. С другой стороны — страшно ментально, потому что люди чувствуют, власть, державу критиковать нельзя. И не потому, что посадят, а потому, что мы не хотим быть против государства. А против храма можно. Это такое паллиативное решение очень типично для состояния, когда общество понимает, что пришли куда-то не туда, делаем что-то не то.

Раздражает храм, раздражает мусор, раздражают менты, раздражает дорожная полиция. Масса поводов для раздражения, но обобщить это раздражение народ еще не готов. Поэтому такие локальные вспышки будут: где-то задержали зарплату, где-то разрушилась дорога, где-то вдруг перестали ходить поезда и т. д.".

Конечно, можно соглашаться или не соглашаться с далеко идущими выводами уважаемого политолога. Но показательна вот какая вещь, позволим себе процитировать его еще раз: "Есть некоторые товарищи, которые хотят использовать это для того, чтобы подбросить господину Куйвашеву проблем".

Напомним также, городом предлагается уже ТРЕТЬЕ место для строительства храма. Если бы "вертикальная власть" хотела, думается, храм уже бы строился. Очень жаль, что в России часто чьи-то личные политические амбиции могут стать причиной показательных выступлений так называемых "активистов" и шумихи в СМИ, тем самым обесценивая саму идею народного протеста против несправедливости и произвола властей.

Читайте подробности о событиях в Екатеринбурге:

Недовольные строительством храма екатеринбуржцы протестовали всю ночь

Боец Штырков прокомментировал информацию об избиении протестующих в Екатеринбурге

Трех участников протестов в Екатеринбурге госпитализировали

В Кремле не одобрили протесты против храма в Екатеринбурге

Сообщения о "минировании" храмов стали поступать в полицию Екатеринбурга

21 жителя Екатеринбурга арестовали за протест против строительства храма

Президент предложил жителям Екатеринбурга провести опрос по поводу строительства храма

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *