Король едва не оказался голым… - 4 октября 2002 г.

Примерно с неделю все средства массовой информации раструбили о предполагаемом подарке ко дню рождения Владимира Путина – копии шапки Мономаха.

 

 Все перепели на один голос, как будет устроена шапка, сколько камней и историческое прошлое этой реликвии.

 

 И вдруг оказалось, что все вовсе не так. Дмитрий Иванов, исполнительный секретарь Национального института Герба и Флага распространил открытое письмо, обращенное к Президенту академии ювелирного Искусства г-ну Климину А.В.(Он же – модельер Том Клайм).

 

 В письме подробно объясняется, что всего этого затевать не стоило, потому что хотели, конечно, как лучше, а получилось, разумеется, как всегда. Мало того, что чуть не опозорились сами, так еще и дева не опозорили президента? и вообще некрасиво получилось по отношению к демократии.

 

 Глубокоуважаемый Анатолий Владимирович,

 

 В последние дни средства массовой информации активно обсуждают идею преподнесения Президенту РФ В.В. Путину в день его 50-летия точной копии старинного русского царского венца – шапки Мономаха.

 

 Сообщается, что возглавляемая Вами Академия не только торжественно отметила 500-летие «древнерусского символа», но и поддержала инициативу создателей копии поднести ее в дар Президенту. Приводятся Ваши слова о том, что «изготовление древнерусского шедевра в 1502 году было началом нового этапа ювелирного искусства на Руси, такая дата должна отмечаться не только Россией, но и на уровне ООН». Имеются и ссылки на то, что инициаторы акции видят «символические параллели в датах»: юбилей Президента в 2002 году - «венчание на царство в 1502 году государя Василия III, родителя Ивана Грозного» (все цитаты по: Виктор Матвеев, «Подарок Путину будет охранять ОМОН», «Новая Газета». №71, с.г.).

 

 С искренним сожалением вынужден поделиться с Вами подозрениями в том, что в истории с «юбилеем шапки Мономаха» и Академия ювелирного искусства в целом, и Вы лично (как ее президент) оказались жертвами досаднейшего недоразумения.

 

 Считаю своим профессиональным долгом известить Вас о том, что:

 

 1.Российская историческая наука и культура (а с ними – и ООН) не имеют возможности отмечать годовщины и юбилеи этого царского венца, т.к. точное время его создания неизвестно (принятая в науке датировка до сих пор остается расплывчатой: конец XII – начало XIV вв.). То есть, шапка по меньшей мере на 100 лет «старше» отмеченного Вашей Академией юбилея.

 

 Более того, церемонии венчания Василия III на царство не было вообще: ни в 1502 году (при жизни отца), ни при восшествии на престол - в 1505 году. (Об этом - ниже).

 

 2. Шапка Мономаха весьма условно может считаться «древнерусским шедевром» ювелирного мастерства, поскольку была создана, как считает наука, на северо-восточной окраине византийского мира, которая стала монгольской уже в середине XIII века (то есть – в предполагаемые годы появления шапки; вероятнее всего, шапка была изготовлена в Крыму времен Золотой Орды и подарена одному из русских князей). Шапка Мономаха вообще типично татаро-монгольский венец.

 

 На этом позволю себе прервать исторический экскурс и перейти к главному.

 

 Уважаемый Анатолий Владимирович, точная копия царского венца – шапки Мономаха не является подарком, который приличествует преподносить (хотя бы и в день юбилея!) главе республиканского государства.

 

 Регалии (символы власти) надолго переживают властителей и империи. Шапка Мономаха была и остается атрибутом великокняжеской-царской-самодержавной власти, и преподнесение ее копии Главе республиканского государства является оскорбительным для народа Российской Федерации, тем более, что Президент РФ уже имеет законно учрежденные символы президентской власти (знак, штандарт, текст Конституции), и не может принимать иные, хотя бы и принадлежащие к другой эпохе и другому государству. Именно государству, а не стране! Вне зависимости от нашего отношения к монархии и республике, сама по себе историческая преемственность «Россия - Российская Империя - Российская Федерация» не оправдывает акта преподнесения имперских атрибутов статуса Президенту РФ.

 

 Более того, рискну назвать упрощенным Ваше представление о копии шапки Мономаха, о которой Вами было сказано: «это не более чем копия былого символа власти, хоть и талантливая» (цитирую по «Новой Газете»). Будучи исполененной из идентичных материалов, драгоценных металлов и камней, копия царского венца становится не муляжом, и даже не «второсортным» дубликатом, а «воспроизведением в натуре», повторением атрибута царской власти. Нынешний Храм Христа Спасителя – все же Храм.

 

 Особенно унизительным возможный акт подношения шапки является по отношению к жителям столицы - москвичам, которая является полноправным и самостоятельным субъектом российской Федерации, а не феодальным владением, вотчиной Великого Князя (ведь шапка Мономаха - атрибут Московского Князя).

 

 Во все эпохи, везде и всюду в мире короны, венцы, скипетры, державы и иже с ними – являются атрибутами власти, символом конкретных узаконенных прав (монарха, суверена, должностного лица, местного самоуправления), произвольное присвоение которых недопустимо. Кроме того, шапка Мономаха как атрибут является частью символического обихода исключительно царской династии Рюриковичей (при этом только старших сыновей!), поэтому преподнесение ее материального воплощения в дар кому бы то ни было третьими лицами является недостойной дарителя узурпацией прав, никогда ему не принадлежавших. И хотя уголовно и административно это деяние не наказуется, уверен, что моральная и этическая сторона проблемы не могут Вас не встревожить.

 

 С учетом вышеизложенного, возможное поднесение в дар Президенту РФ царского венца способно поставить в неловкое положение не только Вас, членов Вашей Академии и весь народ Российской Федерации, но и самого Президента, который – как благодарный одариваемый - будет вынужден искать выход из этой неприличной для себя ситуации (как если бы третьи лица незаслуженно и вопреки здравому смыслу поднесли ему звезду «Мать-героиня» или Корону Британской Империи – хотя бы и их точные копии).

 

 И последнее. Проводя «символические параллели» между временами Василия III и Владимира Путина нельзя забывать о том, что впервые великокняжеский золотой венец назван шапкой Мономаха в так называемом «Чине поставления на Великое княжение» в 1498 году Дмитрия Ивановича – внука великого князя Ивана III. Дядя Дмитрия - Василий III, с эпохой которого проводятся «параллели» - «уморил в тюрьме племянника (умер в 1509) венчанного дедом на великое княжение» (цитирую по Энциклопедии «Отечественная история», научное издательство Большая российская Энциклопедия, Т. 1, с. 344, 1994).

 

 Именно поэтому «сын и наследник державного Иоанна великий князь Василий принял державу родительскую без всяких священных обрядов, которые могли бы напоминать народу о злополучном Димитрии, пышно венчанном и сверженном с престола в темницу. Безжалостно осужденный на самую тяжкую неволю, скрытый от людей, от света солнечного в тесной, мрачной палате, изнуряемый горестью,…, без отрады, без надежды в летах цветущих, юноша Димитрий преставился в 1509 году». (Граф М.В. Толстой. Рассказы из истории русской церкви. Том 3, гл.6. Цит. по: www.ccel.org).

 

 «…он умер "в нуже", говоря словами летописца (в 1509 г.), бросая мрачную тень на блеск московского двора. Василий III не совершил над собой обряда венчания - не мог совершить, не вызывая в памяти и совести народной того, кому церковный обряд уже дал печать царственного посвящения». (Георгий Федотов. Святой Филипп, Митрополит Московский. 1928. Цит. по.: http://www.krotov.org/library/f/fedotov/filip1.html).

 

 Кстати, опошление церковного и глубокого религиозного аспектов высокоторжественной акта передачи шапки, низведение церемонии миропомазания до уровня юбилейной презентации оставляю без комментариев.

 

 Не смею указывать Вам на то, как лучше распорядиться талантливым результатом труда множества людей, но если мое мнение может представлять для Вас интерес, то лучшим выходом из ситуации, на мой частный взгляд, стало бы выставление копии шапки Мономаха на аукцион с последующей передачей всех вырученных средств на благотворительные цели. Надеюсь, Вы согласитесь, что таким образом можно отдать и дань национальным традициям (в том числе – и традициям меценатства, которым славилась прежде российская деловая элита).

 

 В завершение, уважаемый Анатолий Владимирович, прошу Вас принять мои извинения за то, что вынужден был обратиться с открытым, а не частным посланием: создавшийся вокруг «шапки Мономаха» ажиотаж грозит дискредитировать не только первоначально (уверен) благое намерение по созданию копии древнейшего царского венца, но и подорвать Ваш личный авторитет превосходного российского модельера и яркого представителя деловой элиты страны. Своим запоздалым обращением к Вам и к средствам массовой информации я преследую единственную цель – предупредить отрицательный общественно-политический резонанс, который способно вызвать поднесение частными лицами Царского венца Главе Республики.

 

 С глубоким уважением, пожеланиями творческих и деловых успехов

 как Вам лично, так и возглавляемой Вами Академии

 

 PS: …А была ли шапка?…

 

 Вот казалось бы – пустяки государственного масштаба, нерадивость исполнителей, недостаточное образование принимавших решение – такое у нас на каждом шагу.

 

 Однако историк Павел Виноградов, к которому мы обратились за комментарием, считает, что это – «очередная монархическая потуга, еще более неуклюжая, чем попытка (при Ельцине) предложить престол потомкам Владимира Кирилловича.

 

 Может быть, Владимир Путин и «потянул» бы корону, но вручать ему ее таким способом - слишком смахивает на грубый подхалимаж.

 

 Глупо все - от выбора в виде подарка Шапки Мономаха (Российские императоры венчались короной, а Шапка Мономаха с тех пор скорее религиозный символ Третьего Рима, недаром царь-страстотерпец Николай изображается на иконе в ней, а не в императорской короне), до самой идеи подарить президенту копию.

 

 Это что: копия царского венца копии царского величия?

 

 Шапка Мономаха действительно имеет ордынское происхождение - уберите меховую опушку и навершие с крестом - останется среднеазиатская тюбетейка. Опять тонкий намек на толстые обстоятельства?.. Однако в любом случае идея показательна в смысле роста монархических настроений в обществе.»

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить