Албанского халифата на Балканах не будет

Феномен «балканского ислама» все чаще и чаще вызывает опасения в связи с последними событиями в Косово. Угроза «исламского экстремизма по-албански», тем не менее, не настолько реальна, чтобы воспринимать ее всерьез. Албанский политический истеблишмент в силу своей политики сближения с Западом и политической интеграции вряд ли допустит радикализацию населения на религиозной основе.

Последние события в Косово, Македонии и Албании все больше и больше заставляют задуматься о таком этно-религиозном феномене, как «балканский ислам» или «албанский ислам». «Косовский прецедент», который может стать настоящим катализатором для активизации различных сепаратистских движений по всему миру, связан, в первую очередь, с самосознанием косовских албанцев как мусульман.

Меж тем, Балканский и, в частности, албанский ислам весьма своеобразен. После развала Османской империи после Первой Мировой войны, Албанский Конгресс Мусульман принял решение об отходе от ряда традиционных мусульманских обрядов. В частности, постановлением от 1923 года была введена новая форма проведения мусульманской молитвы – намаза. Албанские мусульмане молятся стоя, количество ракятов (стадий молитвы) также сокращено. Такая «облегченная» форма ислама нашла свое отражение и в других, неприемлемых с точки зрения традиционной религиозной практики нововведениях: отказе от полигамии и запрет на ношения традиционных женских мусульманских платков – хиджабов.

Читайте: Косовский премьер не нашёл понимания в России .

Относительный «исламский бум» в Албании начался в 1992 году, когда в стране окончательно пал коммунистический режим. Между 1992-м и 1996-м в Албании не только реконструировали развалины исторических мечетей, но и отстроили свыше трёхсот новых. Открылись порядка десяти религиозных семинарий (медресе).

В конфессиональном отношении албанцы подразделяются следующим образом: 71% — мусульмане, 18% —католики, 12% — православные. Но приблизительно треть албанских мусульман являются последователями суфийского ордена бекташийя, который многими рассматривается чуть ли не как своего рода национальная религия албанцев.

Орден бекташийя, возникший в Турции в XII — XIII веках, своей доктриной и обрядами очень далеко ушёл как от суннитской, так и от шиитской ветвей ислама. Его учение представляет собой смесь элементов ислама, христианства и язычества. Среди бекташийцев распространён культ одного из праведных халифов Али, двенадцати имамов и одновременно почитание «святой Троицы», которую составляют, по их мнению, Аллах, Мохаммед и имам Али.

Также в бекташийи практикуется причащение вином, хлебом и сыром, исповедь наставнику, обет безбрачия, проживание в монастырях — «текке» и т.п. Характерно, что именно последователи бекташийя очень часто в истории оказывались в авангарде национально-политических движений.

Мусульмане-сунниты в Албании проживают в основном в крупных городах, в то время как последователи ордена бекташийя – на юге страны в сельских районах, и именно их влиянию подвержено большинство сельского населения Албании.

Ислам на Балканах весьма политизирован, в 90-е был образован целый ряд партий, лоббировавших интересы мусульман. Самыми заметными стали Демократическая Лига Косово, представляющая косовских албанцев, Движения за Права и Свободу, основанное болгарскими турками, Партия Демократического Действия боснийских мусульман и Партия Демократического Благоденствия македонских албанцев.

Тем не менее, албанские националисты, фактически находящиеся у власти в Албании, отнюдь не способствуют распространению ислама как внутри страны, так и за ее пределами в соседних государствах – в том числе и Косово. Наоборот, наблюдается систематическая «албанизация» мусульманских институтов. В частности, подобная политика наблюдается в попытках приспособить ислам к «вестернизации» Албании и других населённых албанцами регионов, к стремлениям албанских политических элит к евроинтеграции.

Известно, что в ходе албанской «перестройки» и реформ, а также развития национального движения в Косово в конце 80-х — начале 90-х годов выдвижения исламских, да и вообще религиозно-политических лозунгов не наблюдалось. Интересно, что когда в 1992 году правившая тогда в Албании правая Демократическая партия поставила вопрос о вступлении в Организацию Исламская Конференция и укреплении связей с исламским миром, это вызвало резкое неприятие большинства общественных и политических сил. Решение о вступлении в ОИК не прошло через парламент, и связи с мусульманскими странами ограничиваются двусторонними контактами.

Вообще сомнительно, чтобы «албанский ислам» нес в себе реальную угрозу для безопасности в Европе. Разрушение православных святынь в Косово связано, в первую очередь, с желанием «насолить» сербам, а не с действительным религиозным экстремизмом. Религия балканских мусульман более всего подходит под термин «евроислам», ислам либеральный, или ислам, проникнутый европейской культурой.

Духовным лидером евромусульман считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан, который настаивает на сближении европейской культуры и ислама. В частности, он поддерживает идею демократии, призывает евромусульман изучать язык страны проживания и активно включаться в европейское общество. Он полагает, что не следует отождествлять культуру ислама исключительно с арабской культурой.

Подобные процессы имеют место и в Албании. Политика секуляризации и стремление «дружить» с Западом никогда не позволят албанским и вообще балканским мусульманам с традиционными взглядами прийти к власти или диктовать свою волю. Скорее всего, все мечты о «Великом Албанском Эмирате» так и останутся мечтами. Реальную угрозу Европе представляет албанский национализм, зачастую связанный с распространением наркотиков. Но он не имеет ничего общего с исламским экстремизмом.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить