В иранских горах нашли зловещие знаки

В Вашингтоне, похоже, начинают испытывать острую нехватку компромата на Иран. Пропагандисты месяц ломали голову над тем, как использовать спутниковые снимки ядерного объекта в Натанзе. И вот сенсация родилась – фото горных ландшафтов, как выяснилось, таит зловещий смысл.  

Относительное затишье в информационной войне между Западом и Ираном, похоже, подходит к концу. В адрес Исламской республики снова звучат обвинения в тайных планах и стремлении скрыть от мировой общественности свои истинные намерения в отношении ядерной программы.

На этот раз поводом послужили спутниковые фотоснимки иранской территории. Они были сделаны коммерческой фирмой DigitalGlobe еще в середине июня, но опубликованы только сейчас. Вероятно, в течение месяца западные пропагандисты решали, как поэффектнее представить этот материал.

Но теперь в дело включились СМИ, а также Американский институт науки и международной безопасности. И сенсация состоялась.

Оказывается Иран строит сеть подземных тоннелей в горном районе вблизи ядерного центра в Натанзе. На июньских снимках просматриваются две недостроенные дороги, одна из которых упирается в гору и, по всей видимости, ведет в тоннель. Входы в тоннели, однако, замаскированы.

И, как полагают эксперты института, сеть подземных коммуникаций может быть использована для хранения ядерных материалов на случай нападения на Иран, а также для непосредственной защиты Натанза – не исключено, что в ближайшем будущем там могут появиться зенитные батареи и другое оружие.

Ранее подобный подземный комплекс был выстроен вблизи лабораторий по переработке урана в Исфахане. «Иран, возможно, занимается строительством аналогичного комплекса из опасения, что подземные пространства Натанзы уязвимы для авиаударов», - заявили эксперты института.

Почему нынешние снимки преподносятся как сенсация, не совсем понятно. По всей видимости, пропагандистам уже не хватает поводов, которые могли бы настроить общество против Ирана. В ход пошли горные дороги как факт, и далеко идущие комментарии – как предположения.

На самом деле, любое нормальное государство, которому откровенно грозят авиационно-ракетным нападением (тем более, с возможным применением тактического ядерного оружия) стремится обезопасить себя, свое население и предмет конфликта от возможных последствий и делает это, расширяя военную инфраструктуру с учетом особенностей географической местности.

Создание подземных сооружений в обстановке постоянной угрозы – вполне логичный и продуманный шаг. Можно вспомнить период «холодной войны», когда в Соединенных Штатах любимым занятием было строительство бомбоубежищ и «закапывания предприятий» с таким размахом, словно советские ракеты уже сыпались с неба. И ничего, никто не осудил США за такую предусмотрительность и не заподозрил в коварстве.

Сейчас у Вашингтона все меньше союзников в желании провести силовую операцию против Тегерана. Все реже США апеллируют к МАГАТЭ, а само Агентство по атомной энергии все осторожней дает оценки ядерной программе Ирана, приходя к мнению, что решение этой проблемы «может быть найдено только путем диалога и средствами дипломатии за столом переговоров».

Более того, генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи заявил, что иранская сторона продолжает обеспечивать доступ к заявленному ядерному материалу, включая установку по обогащению урана в Натанзе, и что агентство в состоянии проверить «переключение заявленного ядерного материала» на военные цели.

Такие заявления связывают руки Вашингтону, и ему приходится цепляться за любой информационный повод, чтобы обвинить Тегеран во всех грехах. Горные дороги дали возможность западной прессе поднять вопрос о свободе слова в Иране (это святое) и шпиономании в этой стране.

При этом очередная «террористическая» истерия в США считается нормальным явлением. Когда же суверенное государство без особой помпы разоблачает шпионские структуры – это мания, несовместимая с демократией.

Иран достаточно самостоятельная и экономически перспективная страна, которая понимает свои интересы  и возможные угрозы. Это государство уже не первый год реализует ядерные программы. История создания атомной энергетики в Иране началась три с половиной десятилетия назад, и проект сразу получил «зеленый свет» со стороны ведущих ядерных держав Запада. Программа предусматривала покупку и установку 20-25 ядерных реакторов.

Вопрос о ядерной энергетике в Иране возник в 1971 году, переговорный процесс с западными странами начался в том же 1971 году. С 1974 года Иран при содействии США, ФРГ, Франции и Великобритании начал разворачивать свою программу мирного атома. Была достигнута договоренность о строительстве двух АЭС в Бушере  и двух АЭС в районе г. Ахваз (провинция Хузестан).

В июне 1974 года между Ираном и Францией было подписано экономическое соглашение. Планировалось, что Франция будет заниматься строительством АЭС в провинции Ахваз и центра ядерных технологий в Исфахане. Однако, только немецкая компания Kraftwerk Union A.G. (Siemens/KWU) приступила к работе по сооружению двух блоков мощностью по 1300 МВт каждый для АЭС в Бушере.

 После революции 1979 года, свергнувшей шаха, все контракты были расторгнуты, и строительство АЭС в Бушерепрекратилось. К моменту начала революции было полностью завершено строительство здания АЭС, и на 80% выполнен монтаж установок. В ходе ирано-иракской войны 1980-1989 годов станция подвергалась бомбовым ударам и была сильно повреждена. В 1991-1992 гг. иранцы провели серию работ по восстановлению разрушенного и демонтажу поврежденного оборудования, однако все западные страны под давлением США отказались от сотрудничества с Ираном в области атомной энергетики.

Сегодня Иран возвращается к своим планам, но это уже другая страна, не устраивающая Запад, а, значит, недостойная вести самостоятельную политику. И поэтому любой повод, любые действия со стороны Ирана должны трактоваться как угроза миру и демократии – для этого и существуют заказная пресса и заказные эксперты.

Между тем, США направили к берегам Ирана третью авианесущую ударную группу во главе с крупнейшим авианосцем «Энтерпрайз». Эти корабли присоединяются к другим группам во главе с авианосцами «Джон Стеннис» и «Нимиц», которые уже находятся в регионе Персидского залива. Это сообщение, почему-то, вызвало гораздо меньший резонанс в западной прессе.

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить