Возвращение амазонки

Когда смотришь на картины прошлого века, где изображены всадницы, сразу же в глаза бросается их необычная посадка. Дамы сидят как бы "боком", переместив обе ноги на левую сторону лошади. Признаюсь честно, поначалу я испытывал искреннее удивление, наблюдая такую боковую посадку. Неужели это удобно? Как же всадница может управлять лошадью только с помощью левого шенкеля (часть ноги от колена до щиколотки, с помощью которой и происходит подобное управление), ведь правая нога при такой посадке совершенно выбывает из "работы"?

Однако после, изучив эту манеру ездить на собственном опыте (да-да, сам несколько раз катался в боковом седле), поразился, насколько она удобнее и рациональнее, чем традиционная! Но давайте обо всем по порядку.

Самое интересное, что в древности и мужчины, и женщины ездили одинаково, сидя ездили "на обе стороны". Однако в Средние века ситуация изменилась. Тогда женщину рассматривали как беспомощное существо, которое рыцарь должен всячески оберегать. Однако в это же время охота и турниры служили теми видами спорта, в которых эти самые рыцари доказывали свою состоятельность, и дамы не хотели упустить свой шанс посмотреть на действо.

Читайте также: Порхающие всадники

Но, поскольку турнир — дело долгое, а смотреть на него приходилось, сидя на лошади (никаких стадионов тогда и в помине не было), то не удивительно, что традиционная посадка несколько утомляла знатных дам. Поэтому возникла необходимость в таком седле, на котором было бы также удобно сидеть, как и в кресле, в то же время, сидя в нем, наездница должна была сохранять возможность управлять своей лошадью.

Следует отметить, что такие седла появились не сразу. Где-то в IX-XII веках н. э. женщины ездили на мягком седле — фактически на подушке, к которой какой-то умелец догадался приспособить дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Как правило, активная езда в таком седле была сопряжена с определенными трудностями. Чаще кавалер или слуга вел под уздцы лошадь, на которой таким образом ехала дама, которая даже не пыталась управлять лошадью самостоятельно.

В развитии дамского седла важную роль сыграло то, что дамы того времени чрезвычайно любили участвовать в охотах. Их искреннее желание видеть, что же интересного происходит во время травли зверя, и не отставать от компании охотников (при "пассивной" езде подобное было бы невыполнимо) привело к тому, что дамское седло было усовершенствовано и постепенно стало принимать тот вид, который оно имеет сейчас.

Фото: AP

Тем не менее, все эти усовершенствования вводились в обиход далеко не сразу. Только в XV веке появились седла с одной лукой для правой ноги. Вторая лука была добавлена уже в XIX веке. При этом изменилась и сама манера сидеть в таком седле. Корпус наездницы как бы "развернулся" параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью.

В "галантном" XVIII веке, когда "боковая" езда стала излюбленным времяпровождением дам из высшего общества, нашелся способ сделать ее более безопасной, а управление лошадью — более эффективным. Сейчас уже не позабыли имя того мастера (или мастерицы) верховой езды, который первый предложил использовать вместо правого шенкеля… хлыст, до того присутствовавший в руках дам скорее как элемент костюма, а не полноценное средство управления. Позже, в 1830 году известный французский наездник Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" — нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левой ноги всадницы. Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия.

Примерно тогда же появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла на охоте, и было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

К сожалению, в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве.

Тем не менее, хранительницы изящных традиций старины имеются всегда и везде. В 1974 году Валери Фрэнсис и Дженет Макдональд создали в Великобритании Ассоциацию езды в дамском седле (Side Saddle Association). Сегодня такие ассоциации существуют в Америке, Австралии, Новой Зеландии и во многих странах Европы.

В настоящее время в британской Ассоциации езды в дамском седле около 1200 членов. Однако краткосрочный прогноз сообщает, что количество ее членов в ближайшее время вряд ли заметно увеличится. Причина экономическая: седла очень дороги.

Фото: AP

Новое седло стоит от двух с половиной до четырех тысяч фунтов, а это дороговато даже для обеспеченных англичан. Поэтому современный рынок дамских седел в значительной мере представлен не куплей-продажей, а арендой. Но все же есть надежда, что в перспективе будут разработаны новые технологии изготовления седел, которые сделают их более доступными.

Итак, что же дает езда в дамском седле? Во-первых, это достаточно безопасный и практичный способ езды, позволяющий наслаждаться ею и в юном, и в преклонном возрасте — долго после того, как ее оставят женщины, ездящие в обычном седле. В Англии часто можно встретить" амазонку" пенсионного возраста, которая, тем не менее, принимает участие в конной охоте.

Во-вторых, только так достижима устойчивая посадка, при которой наездница может ни при каких обстоятельствах не хвататься, а тем более, не "висеть" на поводе. То, что рукой амазонка действует мягче обычного всадника, стало общепризнанным фактом. Кроме того при наличии базовых навыков верховой езды любая всадница уже на первом занятии в дамском седле может освоить рысь и даже галоп. Кстати, многие инструкторы говорят о том, что человек, который никогда не садился на лошадь, куда быстрее научится ездить, используя дамское седло, нежели обычное.

А есть ли какие-нибудь неудобства при таком способе передвижения? Действительно ли то, что все женщины, получившие возможность ездить в дамском седле, срочно спешат избавиться от обычного? Следует ответить "да" на первый вопрос, и "нет" — на второй. В серьезных соревнованиях по конкуру амазонка, выступающая на седле, которое минимум в два раза тяжелее обычного, будет проигрывать по времени. А крутые левые повороты будут представлять для нее неоправданный риск.

Читайте также: Мини лошадь — маленькая, но выносливая

Кроме того, некоторые всадницы считают, что в дамском седле они не чувствуют лошадь: и сидишь выше, и центры тяжести не совпадают, и ногами лошадь не обхватываешь, хотя именно эти "минусы" и обеспечивают амазонке независимость от резких движений лошади. Интересно, что даже такая опытная наездница, как английская королева Елизавета II в свободное время предпочитает ездить верхом именно в обычном седле, хотя на все официальные выезды и парады выезжает в "боковом".

Существуют предрассудки, некоторые из которых дошли до нас из глубины веков, например, то, что дамская езда приводит к искривлению позвоночника. Именно поэтому юные леди в прошлые века ездили попеременно в дамском седле то с луками налево, то с луками направо. Действительно, старая конструкция дамского седла приводила к тому, что всадница сидела лицом к левому плечу лошади. Без сомнения, ей приходилось искривлять позвоночник, чтобы держать свои плечи параллельно плечам коня.

Однако современная конструкция устранила это неудобство — при правильной посадке позвоночник всадницы находится перпендикулярно позвоночнику лошади и сзади ее посадка ничем не отличается от посадки в обыкновенном седле.

Другой предрассудок состоит в том, что будто бы дамская лошадь должна быть специально обучена. Но это — явный пережиток викторианской эпохи, ведь в те времена выездка средней лошади оставляла желать лучшего. Именно поэтому тогда большинство дам ездили по пересеченной местности очень осторожно и только в сопровождении мужчин.

Но сегодня ситуация принципиально изменилась. Ведь если даже в конных видах спорта женщины соревнуются на равных с мужчинами, почему бы не вернуться к более комфортному способу езды? Ведь часто новое — это всего-навсего хорошо забытое старое.

Ну, а тем, кто хочет сам оценить преимущества езды в "боковом" седле, я советую посетить специальный семинар, который посвящен особенностям езды в дамском седле. Он состоится 3.07.2010. в рамках Международной выставки конной индустрии "ЭквиФорум 2010". И я совсем не удивлюсь, если после проведения этого мероприятие число россиянок, желающих ездить на лошади также, как это делали их прабабушки, возрастет на несколько порядков. Потому что езда в "боковом" седле — это очень удобно.

Читайте другие статьи рубрики "Зоосфера"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
В Одессе отец зарезал сына из-за Порошенко. Видео
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
В Одессе отец зарезал сына из-за Порошенко. Видео
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
Найден способ восстановления поджелудочной железы при диабете
"Интеко" построит на западе Москвы ЖК вместо офисов и гостиниц
Третье дыхание Путина: идет эксперимент по передаче власти
Представлено объяснение, почему Запад обманул СССР насчет НАТО
Третье дыхание Путина: идет эксперимент по передаче власти
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Третье дыхание Путина: идет эксперимент по передаче власти
В Одессе отец зарезал сына из-за Порошенко. Видео
Совфед: на Олимпиаде можно использовать флаги регионов России
Совфед: на Олимпиаде можно использовать флаги регионов России
Совфед: на Олимпиаде можно использовать флаги регионов России
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Третье дыхание Путина: идет эксперимент по передаче власти

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры