Последнее пристанище Русской эскадры

Русская эскадра — не просто набор букв и слов. Это историческое название последнего тактического соединения кораблей и судов Императорского флота России, существовавшее в 1920–1924 годах. Именно Русская эскадра эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре место для стоянки в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Как гласят исторические первоисточники, эвакуация из Крыма началась 10 ноября 1920 года, когда Врангелю стало ясно, что Красная Армия одержит верх, так сказать, при любом раскладе. Прекрасно отражен весь трагизм этой эвакуации в вышедшем в 1970 году двухсерийном кинофильме "Бег", снятом по мотивам произведений Михаила Булгакова "Бег", "Белая гвардия" и "Чёрное море".

В течение практически трех дней на 126 военных и гражданских судов были погружены войска, семьи офицеров, часть гражданского населения крымских портов — Севастополя, Ялты, Феодосии, Керчи, и Евпатории. По разным данным, общее количество добровольных изгнанников составило около 150 тысяч человек. Поначалу весь огромный поток беженцев устремился в Константинополь. Там же, кстати, началась продажа гражданских транспортов и торговых кораблей, чтобы на вырученные деньги как-то содержать людей. Судьба беженцев в чужой стране была очень незавидной.

Но кадровые военные армии Врангеля, которую в некоторых исторических первоисточниках называют Русская армия, все-таки достаточно оперативно решили самоорганизоваться, дабы представлять из себя хоть какую-то силу, с которой могли бы считаться. 21 ноября 1920 года ушедший из Крыма флот был реорганизован в Русскую эскадру, состоящую из четырех отрядов.

Последнее пристанище Русской эскадры. 281826.jpeg

Её командующим был назначен контр-адмирал Кедров. 1 декабря 1920 года совет министров Франции согласился принять Русскую эскадру в порту Бизерта в Тунисе. Все-таки Россия была очень верным союзником Франции в кровопролитной войне с Германией, которая только что закончилась поражением Кайзера…

Переход Русской эскадры в Бизерту из Константинополя происходил с 8 декабря 1920 года по февраль 1921 года. На военных кораблях, помимо матросов и кадровых офицеров флота, находилось около 5400 беженцев.

С января 1921 года по 29 октября 1924 года Русская эскадра была под командованием контр-адмирала Беренса, пытавшегося хоть как-то сохранить корабли и личный состав в Бизерте, а также оказывавшего огромную помощь гражданским беженцам. Даже прессу пытался издавать для поднятия духа. Так, в период с 1921 по 1923 год силами морских офицеров Русской эскадры выходил в свет машинописный "Бизертинский морской сборник".

Но истинное положение Русской эскадры в Бизерте все-таки было все-таки достаточно прогнозируемым. Состав ее постепенно сокращался из-за нехватки средств, вплоть до полного списания личного состава на берег в конце 1922 года.

Уничтожение кораблей Русской эскадры производилось силами французских властей, часть кораблей были уведены из порта и присоединены к флоту Министерства торгового мореплавания Франции, часть досталась итальянским и мальтийским судовладельцам.

Последнее пристанище Русской эскадры. Флагман Русской эскадры линкор «Георгий Победоносец»
Флагман Русской эскадры линкор «Георгий Победоносец»

30 октября 1924 года, после признания правительством Франции Советского правительства, Русская эскадра была официально расформирована. В конце декабря 1924 года в Бизерту прибыла советская техническая комиссия во главе с известным ученым, основоположником российской кораблестроительной науки, академиком Крыловым.

Комиссия добросовестно составила список судов, которые должны были быть переданы СССР. Но в Западной Европе поднялась волна протестов против выполнения франко-советской договоренности по части передачи эскадры, и Франция уклонилась от выполнения соглашения по флоту. Оставшиеся в порту Бизерты корабли были проданы на слом.

Трагедию беженцев и офицеров, оставшихся на негостеприимной чужой земле можно проследить по судьбам отдельных людей. Так, автора этих строк поразила судьба Анастасии Манштейн-Ширинской, попавшей в эвакуацию в Бизерту еще девочкой, проживавшей потом всю жизнь в Тунисе с перерывами на учебу во Франции и Германии, но до последних дней оставшейся русской по духу. Она, хоть и прошла весь непростой путь эмиграции (как давно это было даже по историческим масштабам!), все-таки является и нашей современницей. Анастасия Александровна ушла из жизни уже во времена новой России, в 2009 году.

Старейшина русской общины в Тунисе, свидетельница эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны в России, она внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий и памяти о Русской эскадре и её моряках. В возрасте восьми лет Анастасия попала в Бизерту вместе с матерью на миноносце "Жаркий".

Командиром корабля был её отец Александр Манштейн, род которого восходит к генералу Кристофу-Герману фон Манштейну, автор "Воспоминаний о России" (XVIII век). Она же -- правнучка генерала Александра Насветевича, боевого офицера, который известен своими подвигами в русско-турецкой войне и Балканской кампании.

Читайте также: Царская яхта числилась речным буксиром

Все свои годы в Тунисе на свои скромные средства и средства немногих русских тунисцев она ухаживала за могилами, ремонтировала храм, построенный эмигрантами, которые прибыли в Бизерту вместе с ней. И все время стремилась на Родину. 5 мая 1997 года указом президента России она получила гражданство Российской Федерации.

Анастасия Александровна писала в своих воспоминаниях последних лет: "Я ждала именно русского гражданства! Советское не хотела. Ждала, когда паспорт будет с двуглавым орлом — посольство предлагало с гербом интернационала, я дождалась с орлом. Такая я упрямая старуха…". Кстати, до этого она много лет прожила с Нансеновским паспортом.

В 2006 году муниципалитет города Бизерты переименовал одну из площадей города, на которой расположен православный храм Святого Александра Невского, и назвал её именем Анастасии Ширинской.

Она написала книгу воспоминаний "Бизерта. Последняя стоянка", изданную на французском и на русском языках. Книга, между прочим, награждена литературной премией "Александр Невский". В книге с документальной точностью описана жизнь моряков Русской эскадры и членов их семей.

Морякам в Бизерте было предложено принять французское гражданство, но не все этим воспользовались. Семья Манштейн осталась русскоподданными. Анастасия Манштейн из документов имела тогда лишь беженское свидетельство. В нем было написано: " Разрешен въезд во все страны мира, кроме России". Именно поэтому известный французский журнал назвал ее "Сиротой великой России".

Пять лет Анастасия с родителями, как и другие семьи русских, жили на корабле "Георгий Победоносец". На кораблях была и школа, и ремонтные мастерские. Корабли в бухте стояли плотно, прижавшись бортами, а между палубами были переброшены мостики. Моряки говорили, что это военно-морская Венеция или последняя стоянка тех, кто остался верен своему императору. Каждое утро поднимался Андреевский стяг.

Здесь был настоящий русский городок на воде. На сушу морякам выходить было запрещено. Моряки и их семьи жили в карантине. Так начиналась эмиграция наших соотечественников в Бизерте… Анастасия стала преподавателем математики, в 1935 году вышла замуж. Вторая часть ее фамилии Ширинская — это фамилия мужа, эмигранта из Крыма.

Русская диаспора в Тунисе жила сплоченно. Семья Манштейн проживала в Бизерте по улице Пьера Кюри, 4. Родителям Анастасии приходилось нелегко. Отец работал на разных низкооплачиваемых работах, мать была домработницей. Анастасия давала частные уроки математики, а иногда подменяла французских преподавателей в лицее. В 1956 году Франция предоставила независимость Тунису. Анастасии Александровне разрешили преподавать математику в лицее.

Параллельно преподаванию она занималась общественной деятельностью. Каждый день у нее расписан по часам. Она присматривала за христианским кладбищем в Бизерте, где похоронены русские моряки, в том числе и ее отец. Могилы моряков были разрушены, разграблены. Найти следы многих русских захоронений удалось только благодаря стараниям Анастасии Александровны. Она вела обширную переписку с родственниками моряков, писали их дети, внуки, правнуки, племянники.

Своеобразным памятником русской эскадре стал православный храм, построенный в Бизерте в 1937 году на пожертвования эмигрантов. Иконы и утварь в храм, были взяты из корабельных церквей, подсвечниками служили снарядные гильзы, а на доске из мрамора были золотом выбиты названия всех 33 боевых кораблей, которые ушли из Севастополя в Бизерту. Этот храм действует в Тунисе и сегодня. Православный храм, согласитесь, это редкость для мусульманской страны…

Проблемами русской церкви она сумела заинтересовать греческих священников. За многолетнюю подвижническую деятельность русская православная церковь наградила Анастасию Александровну орденом Сергея Радонежского. Она единственная женщина, которую Санкт-Петербургское морское Собрание наградило орденом "За заслуги".

В апреле 2003 года Указом президента Российской Федерации Анастасия Ширинская-Манштейн награждена орденом Дружбы. В апреле 2009 года полнометражный документальный фильм "Анастасия", который рассказывает о жизни Анастасии Александровны, получил кинопремию "Ника" Российской киноакадемии как лучший неигровой фильм России 2008 года.

21 декабря 2009 года в Бизерте на 98-м году жизни Анастасия Александровна скончалась. Эту хрупкую женщину любили и уважали многие ученые. Ее знают во всем мире…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе