Автор Правда.Ру

Историческое признание личности

Андрей Левандовский спешил на поезд в Москву. Так что времени на подробную с ним беседу не было. Хотя очень хотелось. Когда еще удастся поговорить с потомственным историком не об истории, а о его личном восприятии времен. Так и пришлось брать интервью на ходу, на бегу, на перроне псковского вокзала

- Да вы не переживайте, я в Пскове частенько бываю, — пытался успокоить Андрей Анатольевич. — Очень люблю этот город с советских еще времен, с тех пор, как студентом истфака МГУ сюда на практику приезжал. А теперь мне совсем просто стало здесь бывать — ваш губернатор Евгений Михайлов тоже выпускник МГУ, в аспирантуре я у него был научным руководителем. И меня он постоянно к себе в гости зовет.

Левандовские — фамилия в истории и в литературе известная. Отец Андрея Анатольевича Анатолий Левандовский — специалист по новой истории, преимущественно по истории Франции. Автор огромного количества монографий и доброго десятка книг в серии "Жизнь замечательных людей" - "Робеспьер", "Дантон", "Жанна д'Арк", "Карл Великий". Имя же Андрея Левандовского сегодня известно всем российским школьникам. "Книга для чтения по истории России" для учащихся средних классов, "История России. XIX век" для 8 класса, "История России с древнейших времен до конца XIX века" для 10 класса, "Россия XX века" для 11 класса. Его научные и публицистические работы не перечислить. Что же до преподавания доцента Левандовского в МГУ, то наиболее точную характеристику невзначай дала одна из студенток на университетском форуме, где совершенно серьезно обсуждают уровень педагогов: "А я, представляете, весь прошлый год была влюблена в Андрея Анатольевича Левандовского".

- На самом-то деле я по натуре не столько ученый, сколько преподаватель, — признается Андрей Левандовский. — В частности, поэтому, когда спрашивают, какая из исторических школ мне ближе, отвечаю — Василия Ключевского. Он гениален с точки зрения преподавания истории.

- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с учебниками истории в школах? Не смущает вас их количество и довольно приличные разночтения у авторов даже тех учебников, что официально рекомендованы школьникам?

- С учебниками, по-моему, сейчас дело обстоит нормально. Может, и многовато. Но это же лучше, чем один, как раньше! Только один взгляд — и не смей придерживаться иного мнения. К тому же, если учебник только один, он почти наверняка, если не сразу, то чуть позже, с течением времени, по мере переиздания станет плохим. Зачем стараться, если ты и так монополист? Так что лучше выбирать самому, чем зубрить данное свыше.

- В ваших публицистических работах и даже монографиях исторические процессы часто описываются не в привычных для нас рамках партийно-политических и идеологических концепций, а словно сквозь призму личного восприятия тех или иных персонажей.

- Да, наверное, так. Мне интересен человек. Он тесно связан со временем, в котором живет. Сначала время создает человека, а потом человек начинает создавать эпоху. Иногда совсем свою, крохотную. Но бывает и так, что личность заметно влияет на окружающих и окружающее.

- Сергей Трубецкой — умиритель студентов и первый выборный ректор Московского университета — ваш идеал?

- Ну, почему же только он? Есть Александр Энгельгардт, интеллигентный помещик и яркий публицист. Есть Грановский. Есть, наконец, масса русских купцов, о которых, к сожалению, в русской литературе так никто доброго слова до конца и не сказал. Мой идеал — любой человек, стремящийся не сломать и уничтожить существующую систему, а изменить ее к лучшему.

- Каким образом?

- Духовным поиском. Упорным трудом. Возможно, утомительной, но необходимой и чрезвычайно важной каждодневной работой. Из малых дел многих вырастают большие дела. Разве не так?

- Это, если не ошибаюсь, почти цитата из вашей книги "Железный век"?

- Нет, не цитата, конечно. Но суть — да.

- Вы и вправду считаете, что народ и государство не едины?

- Разумеется. Для России и XIX века, и нынешней это и вовсе различные категории.

Тут надо кое-что пояснить. В книге Левандовского "Железный век" очерки сгруппированы в три раздела — "Власть", "Власть и общество", "Власть, общество, народ". И речь там идет, по сути, об одном и том же — о жестком противостоянии власти, скованной страхом перед неизбежными переменами, обществу, мечтающему о несбыточном. И ощущение создается, будто схватка эта будет длиться вечно. А фоном ей также вечно будет служить народ, "живущий своей потаенной жизнью, полной скрытой угрозы как для правительственных устоев, так и для интеллигентских мечтаний".

- Нас всегда учили, что государство — это мы...

- Так и учебник был один. Если очень хочется, можно и сейчас такой учебник подобрать. И учиться по нему. И считать себя государством, а государство — собой. Но я не считаю такую точку зрения правильной.

- То есть народ и государство вы разделяете?

- Конечно, конечно. К сожалению, на протяжении всей русской истории народ был для государства, а не наоборот. А хочется, чтобы государство было для народа. Оно не должно быть заметно вообще.

- Как же тогда быть с патриотизмом?

- Не знаю. Почему я должен знать, как вам быть с патриотизмом? Я за границей практически не был, мне в России нравится, при всех сложностях. Но патриотом назвать себя не могу,потому что мне очень нравится английская литература, французская живопись.

- Позвольте, но быть патриотом России и любить Диккенса — одно другому разве мешает?!

- Мне — нет. Но кто-то может сказать, что, коль ты патриот, значит обязан любить только русское. Мне сложно ориентироваться в современных разночтениях понятия "патриотизм".

- Так что же такое патриотизм, Андрей Анатольевич? Вот Александр Проханов сказал как-то, что патриотизм — это когда человек в кризисные, трудные для Родины ситуации ставит общественные интересы выше личных.

- Вот видите. А я считаю, что кризисные ситуации для общества создает в основном государство. Огрублено говоря, пусть оно и выкручивается из них. В отличие от Проханова, я придерживаюсь другого взгляда на патриотизм. Для меня самое важное — семья, мои коллеги, близкие мне люди. За что и за кого я готов отдать жизнь и, собственно, отдаю ее? За главное в жизни. За существующее главное, а не за абстрактные принципы и идеалы. А главное — жить по-человечески. Главное — это семья, дети, друзья. Это основное, определяющее. И важно, чтобы было хорошо тем, кого ты знаешь. Остальное — абстракция. Мне кажется, что государство должно сделать так, чтобы всем было хорошо, тогда мы и будем любить государство, а оно должно стараться избегать кризисных ситуаций. Их и так было великое множество в нашей истории.

- Наше время не напоминает вам российскую историю конца XIX - начала XX веков? Со всеми возможными последствиями.

- Гм... Гораздо больше нынешнее время похоже на пореформенные годы XIX века 60-70-х годов. Пока все идет по тому же расписанию: грандиозные реформы, попытка выйти на новый цивилизационный уровень и проблемы, стоящие на этом пути. Если они нормально будут решаться — все будет иначе. Если же учителя будут получать по-прежнему полторы-две тысячи рублей, то все может повториться.

Наташа Богомолова,
Псковское агентство информации,
специально для "Правды.Ру"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Неужели российские власти перестали замечать, что происходит в странах ЕАЭС? Хамское потребительское отношение "союзников" к России говорит о многом.

России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Комментарии
Почему Путин не отвечает на провокации Запада
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Трагедии в воздухе: как все начиналось
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Иран предложил Китаю и России вместе ударить по США
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
"Затерзанный ФСБ" лицеист-химик создал "Циклон-Б" и ядерную бомбу
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина

Беседа с российским подводником, капитаном 1 ранга Н.А.Черкашиным - ...Самое интересное, в этот момент в заливе Сидра находилась еще советская атомная подводная лодка К-172, под командованием капитана 2 ранга Николая Шашкова, вооруженная ракетами с ядерными боеголовками. У нее было задание: если американцы начнут высадку десанта на побережье Сирии, всплыть и нанести удар по израильскому побережью ядерными ракетами. А что такое израильское побережье? Это все государство Израиль, вытянутое вдоль побережья… То есть, 8 ядерных ударов по Израилю - и государства

Жаркое лето 1967-го: "Малый Перл-Харбор" Америки и "советский ракетный эсминец"