Коучинг: как быть успешным за хорошую плату

Нельзя стоять на месте, иначе можно с этого места быстро вылететь. Отовсюду звучит призыв: развивайся, улучшай свои сильные стороны. И никому не хочется отстать от других, все хотят немедленно «улучшиться» и стать успешнее. Спрос рождает предложение: ХХI век породил новое течение и новую профессию – коучинг.

Безумно модное сейчас направление и времяпрепровождение… Что же такое коучинг? Если поискать определения этого замысловатого термина на любом из многих сайтов вновь возникших сегодня фирм, внедривших на российский рынок эту новую и пока не очень понятную для широких слоев населения услугу, мы прочтем следующее:

«Коучинг – это процесс оказания профессиональных услуг, помогающих клиентам добиваться качественно новых результатов в своей личной и профессиональной жизни. Процесс коучинга позволяет клиентам углубить свои познания, улучшить эффективность и повысить качество жизни».

Фактически сейчас в России настоящий бум коучинга. В мире более 55% руководителей и специалистов за последние 5 лет уже прошли этот тренинг. Интернет пестрит историями успехов тех, кто решился на этот непростой для себя шаг. На коуч-сессии (официальное название тренингов) записываются не только топ-менеджеры, но и работники среднего звена, и те, кто только собирается ими стать. Зачем всем вдруг понадобился коуч? Как же без него жили раньше?

Что гонит всех на поиски личного бизнес-наставника? Прежде всего, как мы уже сказали, это страх не соответствовать ожиданиям руководства, быть хуже других. Американский социолог Р. Сеннет даже определил новый психотип человека – «человек ведомый, человек с моторчиком».

Этот человек, стремясь догнать время и соратников, пытаясь применить на практике вчера изученные максимы нового курса, чувствует себя «ценным наполовину» - ведь многого он еще не понял. Кроме того, человек, который ходит на коуч-сессии, может с гордостью про себя сказать: «Смотрите, я что-то предпринимаю, я активен и кую сам свое счастье – пусть и с чужой помощью».

Когда тренинги оплачивает компания, еще приятнее, на первый взгляд: ведь если в сотрудника инвестируют средства, значит, он ценен для фирмы. Это внешний имидж коучинга. Но надо иметь в виду, что побуждения у начальства могут быть не только лучшими: Нередко шеф просто боится сказать подчиненному в лицо, что его в том не устраивает. И вместо этого, играя в просвещенного лидера, посылает сотрудника на коучинг, чтобы в случае удачного обучения все лавры приписать себе («это я открыл в нем новые таланты»), а в случае провала вину свалить на коуча.

Профессия коуча – нечто среднее между психологом и бизнес-консультантом. Разница, по словам одного из мастеров этого жанра, такова: Психоаналитик в первую очередь имеет дело с причиной ваших проблем. А в коучинге скорее опираются на успехи клиента, на его сильные стороны и видение перспектив.

В идеале это некий продвинутый наставник, который не будет навязывать свое видение и свои методики, а поможет Вам идти по избранному Вами же пути, попутно открывая в Вашей личности новые таланты и просто полезные качества для грамотного решения деловых и личных проблем. Подвести человека к приемлемому решению вопроса… Действительно, звучит очень и очень заманчиво.

Как мы видим, коуч не заменит ни психолога, ни преподавателя. Он - якобы нечто среднее, лучшее и более современное, чем тот или другой. Но квалификация и ответственность первых двух легко доказывается и проверяется – дипломы о высшем образовании, документально подтвержденный опыт работы. А чем может доказать свои знания коуч?

Конечно, существуют сертификаты, но их получить значительно легче, чем диплом. Приобрести статус ИП (индивидуального предпринимателя) тоже несложно – месяц времени, 5-6 справок – и дело в шляпе! Дело в том, что юридически такой профессии не существует вообще! Поэтому на этом новом рынке разгуливает очень много сомнительных личностей, которые называют себя коучами, тренерами, супервайзерами или еще как-нибудь и которые занимаются со своими доверчивыми клиентами чем угодно, вплоть до терапевтического битья посуды или психологией первого крика…

Например, на Западе, в одной только Германии, коучей – индивидуальных предпринимателей и самых разных ассоциаций и школ – около 40000. И из них только 4000 настоящих профессионалов – с большим опытом, знающих, что делают. Сделав несложный подсчет, можно убедиться, что наши шансы попасть именно к квалифицированному коучу не так уж и высоки. В России соотношение примерно то же.

Быть коучем нынче очень даже выгодно: на Западе гонорары этих специалистов составляют от 100 до 200 евро за одно занятие (при этом, например, преподаватель получит намного меньше), а если наставник уже приобрел славу в определенных бизнес кругах, то плата за его время может доходить и до 1000 евро!

Правда, при этом неясно, за что платишь: за популярность учителя, за новизну профессии или за собственные будущие успехи? Многие люди идут просто на красивые вывески, которые сочиняют маркетологи для коучинговых компаний: «ментальный коучинг», «e-mail- коучинг», или «коучинг внутренней мощности». Психологический эффект: я заплатил большие деньги, значит, должен за это много получить – заставляет людей выкладывать довольно внушительные суммы не задумываясь.

Проблема в том, что на коуч-сессии многие идут, даже не зная, что у них за цель, что им ждать от этого эксперимента. А между тем, суть коучинга в том, что клиент сам знает, зачем и к чему идет. Если же, как многие у нас, надеяться на авось, верить, что за вас решат в одночасье все проблемы, то поход на подобные консультации обернется, естественно, пустой тратой денег.

Коучинг, безусловно, может оказаться полезным, только надо четко знать свои цели, осознавать, что делаешь это не из страха быть «хуже» и не ждать за свои деньги подарков с небес в виде кучи вдруг открывшихся супервозможностей…

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Темы жилье
Обсудить