Переаттестация работников творческой сферы

Руководители и мамаши аттестации не подлежат  

  

Представители творческих профессий должны каждые пять лет проходить аттестацию для подтверждения должного уровня квалификации. Не прошедшие могут лишиться работы даже при наличии бессрочного контракта. Кто и по каким критериям будет определять профессиональную пригодность лиц, занятых в этих тонких и почти невесомых для формального взвешивания сферах?

 По всей видимости, инициатива Минкульта является отголоском озвученной еще в 2011 году придворными деятелями искусств просьбой к первым лицам страны урегулировать через Трудовой кодекс (ТК) отношения в творческих коллективах. Подразумевались в первую очередь театры и балеты, где невротичные лицедеи и танцоры занимаются пожиранием себе подобных в борьбе за водку с икрой, «народное признание» в виде званий и доплат и место в постели рядом с власть предержащими.

 Скандалы десятками вываливаются в СМИ и наши витринные столичные учреждения «высокой» культуры задают темп провинциалам. Личные проблемы волочковых и цискаридз почему-то регулярно затмевают редакторам ведущих российских СМИ мировую повестку дня, а в Большом в этом году дошло до криминала с применением кислоты. Это дурное поветрие последних лет, когда вместо того, чтобы жестко разобраться с частной ситуацией в отдельно взятом гадюшнике, чиновники начинают произвольно обобщать, а обобщая, переписывать законы.

 Законопроект «о творческих аттестациях» был разработан и в течение прошлого года прошел обсуждение на заседании круглого стола комитета Госдумы по культуре и Всероссийской трехсторонней комиссией, куда вошли представители правительства, профсоюзов и работодателей. К концу мая он докатится до правительства.

Читайте также:     Чаепития в Академии: "Бунт академиков" 

Как поясняет «Коммерсанту» заместитель министра культуры Григорий Ивлиев, сейчас 70-75 процентов артистов театров заключают договоры на неопределенный срок, из них около 25-30 процентов не востребованы в репертуаре, то есть не имеют ролей и не играют на сцене. Проще говоря - не отрабатывают свой хлеб.

Быть может престарелые «запасные» серьезно отягощают бюджеты подконтрольных учреждений? Наверное, это может быть справедливым в отношении ведущих творческих коллективов страны, где солисты получают миллионные доходы. Избавиться от них не могут, якобы Трудовой кодекс не позволяет. Но маленькая «аттестационная поправка» в ТК позволит «облегчаться» раз в пять лет под предлогом профнепригодности.

Но легенда выходит нескладная... И уволить неугодного можно, спокойно подведя его под статью. И денег нынче хватает даже на «запасных». В 2013 году планируется повышение федеральной составляющей зарплат федеральных учреждений культуры на 25-30 процентов. "Это очень большие деньги, такого повышения не было ни разу за последние 20 лет", - убеждает министр культуры Мединский автора политически опасного неологизма Познера.

 Безусловно, большинство областей профессиональной деятельности людей требует применения такой меры, как регулярная проверка знаний и умений. Это делалось и делается в рабочем порядке еще со времен СССР в первую очередь для того, чтобы никто никому по незнанию не навредил.

 Но эмпирически воспринимаемый результат недавно проведенных в стране масштабных аттестаций не вдохновляет. Год тому назад из милиции переаттестовывали в полицию. Кто-нибудь заметил кардинальные отличия? Злые языки утверждают, что изменения почувствовали только те, от кого зависели оценки. Кошельки разбухли, от неудобных избавились. Тогда зачем это все? Не потому ли, что аттестацию теперь решили распространить на другие более важные с точки зрения идеологии творческие сферы?

Как уточняет замминистра Ивлиев, поправки коснутся лишь артистов балета, оперы и драмтеатров. Но согласно статье 351 Трудового кодекса в число творческих работников входят сотрудники «средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».

 В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что «предполагаемые законопроектом изменения не будут применяться в отношении творческих работников СМИ, так как существующая практика трудоустройстватворческихработниковвредакцию любого СМИ, в том числе на телевидении, уже предусматривает обязательную процедуру конкурсного отбора, по результатам которого с кандидатом заключается срочный трудовой договор».

 Но замминистра культуры совсем не против того, чтобы в перечень регулярно аттестуемых входили и журналисты, оговариваясь, впрочем, что вопрос этот должен быть отдан на рассмотрение самих журналистов и их профессиональных сообществ. Эти сообщества слегка взволнованы. Там изучают курсовые колебания ликвидной «свободы слова» с пока гипотетической переаттестацией. Беспокоятся, что бюрократия окончательно съест журналистику или же доказывают, что «ничего такого» в этом нет.

 «Против аттестации сталеваров никто ничего не имеет, так почему все так возмутились аттестацией журналистов или воздушных гимнастов?», - таким вопросом недоуменно задается одна из коллег по цеху. Вот тут то и понимаешь, что проверять журналистов все же необходимо. На наличие элементарной логики хотя бы, чтобы не путали теплое с мягким, а мягкое с блеклым. И строго до приема на работу.

 Попробуем ответить на недоуменный вопрос. Какая аттестация нужна цирковому воздушному гимнасту, который каждый вечер летает под куполом цирка? Прыжок под куполом без страховки на зачет? Так у них каждый день экзамен: не сдал - стал инвалидом, не дай бог никому такой судьбы, конечно. Или еще веселее - аттестация дрессировщика диких животных. Какой она должна быть и кто будет оценивать? Тут надобно для начала аттестовать аттестующих, например, запустив их в клетку к голодным тиграм.

И вот что показательно: от неудобных и неизбежных вопросов в духе «а судьи кто?» будущие судьи заботливо предохранились. Согласно законопроекту от экзаменов будут освобождены беременные женщины, снова женщины, но уже имеющие детей в возрасте до трех лет, и, внимание (!), руководители организаций творческих коллективов...

 Пойдем дальше... От цирка. Поближе к «мастерам слова». Аттестация означает проверку квалификации. Квалификацию можно определить как систему требований к навыкам, знаниям и умениям специалиста, включающую и определенный опыт работы по данной специальности. То есть квалификация подразумевает ранжирование работников по уровню их подготовки и стажу.

Читайте также:   Наведен порядок в сфере удаленной работы 

 Но тогда следует вводить некий отраслевой «табель о рангах» - журналист третьего класса, редактор второй степени, корректор шестого разряда с соответствующими коэффициентами к зарплате. А если всю «творческую жизнь» функционировал в редакции ленивой кофеваркой руководителя, надо ли давать «очередное журналистское звание» за выслугу лет?

 Следующий вопрос - как проверять писак? Тоталитарным «тотальным диктантом», авторитарным «фрагментированным сочинением», или деспотичным «частичным изложением»? А может по старым русско-советским обычаям - навыку невербального применения языка к начальствующим особам? Пишущему журналисту не нужно раз в пять лет доказывать кому-то, что он пишущий. Его материалы на виду.

 Думается, что от ценного и нужного работника редакции и коллективы отказываться не станут, даже если в редакциях введут государственную аттестацию. «Рабочие лошадки» нужны всем и особенно в эпоху прогрессирующей умственной деградации. А детей сами понимаете кого, не сольют ни при каких обстоятельствах. Это значит, что аттестация превратится в профанацию. Каковой она и сейчас является во многих случаях.

К тому же многие влиятельные авторы работают на других фронтах, а творчеством занимаются в свободное от работы время в качестве любителей. А из любителей, как известно, выходят самые лучшие профессионалы... И законодатели в том числе...

 Остается вновь обращаться «благопожеланиями» в безответные законодательные выси. Что нужно не потерявшему вкус к работе журналисту в профессиональном плане? Чтобы СМИ или государство финансово и организационно содействовали обучению и самосовершенствованию, которое подразумевает получение дополнительных умений, знаний, компетенций. Их применение на практике и будет аттестацией. Как в школе - дали знания, а потом спросили.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество" 

Автор Владимир Шабанов
Владимир Шабанов — нештатный автор Правды. Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить