В ближайшем будущем астероиды Земле не угрожают

В Солнечной системе насчитывается шесть тысяч небесных тел, траектории которых представляют угрозу для нашей планеты. Поэтому астрономы постоянно следят за этими объектами. И их последние прогнозы очень оптимистичны – по новым расчетам, вероятность того, что Земля столкнется к каким-либо из своих космических соседей, существенно снизилась. Ситуацию для "Правды.Ру" прокомментировал сотрудник ИКИ РАН Борис Морозов.

Пересмотру подверглись все полученные ранее данные о крупных астероидах, чья орбита может пересечься с орбитой Земли. Особого внимания заслуживает новая информация об астероиде 99942, более известном под именем Апофис.

Это небесное тело, обнаруженное в 2004 году, считается самым опасным космическим объектом. По разным оценкам, он должен достигнуть Земли между 2029 и 2036 годом и упасть на поверхность.

Последующие за этим разрушения оцениваются как эквивалент взрыва мощностью 506 мегатонн. Для сравнения, энергия при падении Тунгусского метеорита составила всего лишь 6-7 мегатонн.

Читайте также " Суперкомпьютер разгадает загадку Тунгусского метеорита "

Первоначально астрономы оценивали вероятность падения Апофиса на Землю как 1 шанс из 39. При этом, даже если астероид просто пройдет мимо нашей планеты, он все равно окажет серьезное влияние как на магнитное поле Земли, так и на климат.

В ближайшем будущем астероиды Земле не угрожают
Повторная проверка, проведенная в апреле 2008 года, показала, что вероятность столкновения уменьшилась до 1 к 45000. Правда, по астрономическим меркам это все равно очень высокий показатель. И вот новые данные – возможность того, что Апофис упадет на Землю, составляет всего 1 к 250000.

Такой разброс в оценке рисков является следствием необычного поведения Апофиса. Этот астероид, чей диаметр составляет примерно 270 метров, недаром получил собственное имя.

Подобной чести удостаиваются только малые планеты Солнечной системы, а исследования показали – астероид 99942 начнет обретать черты такого небесного тела по мере приближения к Земле.

Сомнения у астрономов вызывает и дата потенциального столкновения. Новые расчеты не подтвердили сделанных ранее предположений, и был назван другой срок – 2068 год. То есть катастрофа, если и произойдет, то минимум на 30 лет позже, чем предполагалось ранее.

О том, как ведется наблюдение за поведением астероидов, и об опасности, грозящей Земле из космоса, "Правда.Ру" побеседовала с сотрудником ИКИ РАН, кандидатом физико-математических наук Борисом Морозовым .

"Мониторинг астероидов во многом похож на рулетку – получаемые данные постоянно меняются, и конечный результат, соответственно, тоже меняется.

В ближайшем будущем астероиды Земле не угрожают
Если же говорить об астероидной опасности в целом, то существует ряд гипотез, предполагающих значительное снижение рисков для нашей планеты. Согласно им, по мере того, как процесс формирования Солнечной системы завершается, угасают любые отклонения в движении небесных тел.

Однако это не умаляет значение мониторинга, ведь мизерные шансы – это одно, а потенциальные разрушения, которые может произвести астероид на Земле – совсем другое. Наша планета знала несколько космических катастроф, в ходе которых с поверхности исчезали практически все виды живых организмов или самые крупные представители флоры и фауны.

Именно поэтому наблюдение за опасными объектами идет рука об руку с разработкой технологий по их уничтожению или изменению их курса. Сейчас над этой проблемой трудится множество научных организаций в кооперации с вооруженными силами.

Что же касается современной ситуации, то она выглядит абсолютно безоблачно. На данный момент Земле непосредственно не угрожает ни один достаточно крупный астероид, так что ближайшие 20-25 лет у нас нет никаких причин для беспокойства. Все другие объекты старательно отслеживаются, а появление новых небесных тел фиксируется заблаговременно.

Тем не менее, ничто не мешает сделать систему обнаружения лучше, и сейчас российские астрономы вместе с коллегами из других стран работают над новыми методами поиска астероидов, которые позволят находить их, по крайней мере, за полвека до того, как они достигнут опасной близости с Землей".