"Бабушка" Солнца растеряла весь литий

Недавно наше Солнце перестало быть старшей "сестрой" в семействе солнцеподобных звезд. В созвездии Козерога ученые обнаружили светило, которое, будучи совершенно аналогичным нашему по составу, тем не менее, старше его почти на четыре миллиарда лет. Правда, в гости к этой "бабушке-близнецу" ходить будет далековато — на это уйдет 250 световых лет.

Следует заметить, что до недавнего времени ученые находили только "младших" сестренок нашего Солнца — звезд, принадлежавших к тому же спектральному классу и обладающих схожими характеристиками. Самой известной из них является "двойняшка" Скорпион 18 (из одноименного созвездия), которая по звездным меркам совсем еще ребенок. Действительно, о чем тут говорить, если ей всего-то 2.9 миллиарда лет, тогда как нашему светилу уже 4,6 млрд лет — совсем уже взрослая барышня!

Читайте также: Солнце обрело брата-близнеца

Однако в этом году у нашего светила появилась и "старшая" сестра. Международная команда астрономов, которой руководил доктор Хорхе Мелендес из Университета Сан-Паулу (Бразилия), при помощи "Очень большого телескопа" из обсерватории ESO Паранал обнаружила в созвездии Козерога звезду HIP 102152. Она также является "двойняшкой" Солнца, только обладает куда более почтенным возрастом — недавно ей исполнилось 8.2 миллиарда лет. Ну, а расстояние между нашим светилом и "бабушкой-близнецом" равняется 250 световым годам.

По словам доктора Мелендеса: "Нашей группе удалось сделать уникальное открытие, ценность которого велика для тех, кто занимается изучением эволюции звезд. Чтобы лучше понимать, как устроено Солнце — звезда, дающая нам жизнь, астрономы десятилетиями искали среди светил его двойников. Но найти их удалось очень немного, первый был обнаружен только в 1997 году. Сейчас мы получаем с телескопом VLT спектры сверхвысокого качества и можем изучать эти объекты с очень большой точностью. Это поможет нам понять, является ли Солнце особенной звездой или нет".

Для того, чтобы тщательно исследовать HIP 102152 ученые прибегли к помощи спектрографа UVES на "Очень Большом Телескопе" (VLT). Этот инструмент расщепляет свет на составляющие его цвета и таким образом позволяет в деталях изучить химический состав и другие свойства звезды. Таким образом астрономы хотели узнать, что может быть с нашим Солнцем после того, как оно проживет еще четыре млрд лет. В результате учеными было сделано еще одно интересное открытие.

"Одна из проблем, которые мы предполагали рассмотреть — вопрос о том, является ли Солнце типичной звездой по своему химическому составу. И главное, почему у него такое необычно низкое содержание лития?" — так охарактеризовал исходную задачу исследователей Хорхе Мелендес. Однако согласно данным, полученным от UVES, в недрах HIP 102152 этого редкого и легкого металла тоже катастрофически недостаточно. То есть можно сказать, что литиевая "недостаточность" нашего светила не является чем-то аномальным — это совершенно обычное свойство звезд подобного класса.

"Мы обнаружили, что на HIP 102152 лития очень мало. Это впервые ясно доказывает, что более старые солнечные двойники действительно обладают меньшими запасами лития, чем Солнце или его молодые двойники. Теперь мы можем быть уверены, что литий в звездах каким-то образом разрушается по мере их старения, и что содержание лития на Солнце является нормальным для его возраста" — рассказывает Тала-Ванда Монро из Университета Сан-Пауло, соавтор исследования.

В итоге ученые смогли выяснить одну из тенденций эволюции звезд солнечного типа. Как было уже известно, более молодые "сестренки" нашего светила содержат куда больше лития, чем Солнце, в недрах которого его осталось около одного процента от исходного содержания. А внутри HIP 102152 этого металла еще меньше, чем в нашей звезде. Таким образом, логично предположить, что литий, имевшийся в светиле подобного типа с самого начала его существования, потихоньку разрушается. Однако каким именно образом это происходит, ученым еще предстоит выяснить.