"Революционеры перестройки" по-прежнему в оппозиции
25 мая 2004г исполнилось 15 лет, со дня открытия первого Съезда народных депутатов СССР. На этом Съезде была образована межрегиональная депутатская группа (МДГ), в которую вошли многие известные люди, учёные, политики. Не будет преувеличением сказать, что эти люди оставили заметный след в истории постсоветской России. Недавно бывшие "межрегионалы" собрались в гостинице "Россия" на дружескую встречу. Наш корреспондент взял интервью у некоторых из них — Юрия Болдырева, Михаила Бочарова, Бориса Лапшова, Юрия Рыжова. Все они отвечали на вопросы:
1. Какова, по вашему мнению, главная роль межрегиональной группы? Она более положительная, или отрицательная?
2. Какие, по вашему мнению, сделаны наиболее серьёзные ошибки межрегиональной группой, и были ли они?
3. Если бы вы знали, что ситуация в стране станет такой, вы бы записались в межрегиональную группу?
4. Если бы политическая сила, подобная межрегиональной группе существовала до сих пор, какие бы она ставила перед собой задачи?
5. Как вы оцениваете деятельность исполнительной власти за последние 4 года?
6. Как вы оцениваете потенциал президента?
7. Как вы относитесь к новому правительству и его первым шагам?
8. Что бы вам ещё хотелось сказать о межрегиональной группе?
Юрий БОЛДЫРЕВ
1. Она более историческая. (Роль МРГ).
2. Я не думаю, что были серьёзные ошибки. Группа была выразителем воли общества по ликвидации монополии одной политической силы на власть. С этой группой или без неё, монополия в этот период всё равно была бы ликвидирована.
3. Я не преувеличиваю свою роль. Я не думаю, что от того, записался ли бы лично я, стал бы я депутатом, или не стал, в стране что — либо изменилось. В этом смысле весь тот слой, который я представлял, ныне не существующий — инженерно — техническую интеллигенцию, людей, работавших в реальном секторе промышленности, в оборонке, они хотели свободы, здравого смысла, они хотели уйти от диктата, абсурда, в том числе идеологического. Но они не могли даже предположить, что в обществе воцарится хамство, пошлость, воровство. Этого невозможно было представить тогда даже в страшном сне. Тогда нам казалось, что общество потенциально сильное. Мы переоценили своё общество. Нам казалось — дай ему свободу, и оно не даст себя топтать. Мы приложили усилия к тому, чтобы ему эту свободу дать, а как это общество этой свободой воспользовалось — наша беда.
4. Очевидно, что межрегиональную группу объединяло практически одно — идея ликвидации монополии одной политической силы на власть в стране. Почвы под ногами для межрегиональной группы как единого организма не стало после отмены 6-й статьи Конституции, и пути наши разделились. Сегодня такая группа могла бы организоваться с той же целью — ограничение монополии одной силы на власть. Казалось бы оснований для такого объединения сейчас больше, но тогда была база для объединения общества, а сейчас этой базы нет. Все активные силы для такого объединения уже приспособились и никаких изменений не хотят
5. С точки зрения стремления любой власти, сконцентрировать эту власть в своих руках абсолютно, не быть никому подконтрольной и подотчётной, с точки зрения естественного стремления власти, делать всё что она хочет и ни за что не отвечать, я оцениваю деятельность исполнительной власти как исключительно успешную. Она добилась всего, чего хотела. Для страны, для общества, к сожалению, в этом ничего хорошего нет. Не потому, что худшие оказались во власти, а потому, что это неумолимая логика организации любого общества — племени, государства — власть хороша там, где эта власть нанимаема, подконтрольна, подотчётна, наказуема и сменяема. У нас власть сменяема и одновременно с этим бесконтрольна и ненаказуема. В Советском Союзе власть была сменяема, бесконтрольна и безнаказанна со стороны общества, тем не менее она не была абсолютно антинациональна по одной причине, — мы были "осажденной крепостью". (Кеннеди — старший, когда — то в 30-е годы, сказал: "Я готов половину отдать, чтобы устранить другую половину"). Мы имеем абсолютно бесконтрольную, безнаказанную со стороны общества власть, которая ещё и дружит со всеми, кто является нашими глобальными конкурентами, чьи интересы в том, чтобы не дать нам развиваться и взять под свой контроль наши ресурсы — крупнейшие ресурсы в мире. В этом смысле, ничего хорошего от исполнительной власти, в принципе, ожидать нельзя.
6. Ругать президента — дело лёгкое, вроде как смелое. Беда в том, что если поверить в то, что он действительно патриот и что-то хочет сделать для своей страны, а не для тех, кто его поставил — Ельцин, олигархи и т.д., то надо признать, что нам невероятно повезло и абсолютно незаслуженно — мы-то для этого палец о палец не ударили. Он не плод наших усилий. Надеяться на такое везение можно, рассчитывать на него нельзя.
7. Экономический блок правительства по существу — люди "чубайсовской", "собчаковской" команды. Людям, приверженным этим идеям, этим методам, я могу только не доверять. При президенте, которого большинство населения поддерживает как патриота, вся реальная экономическая власть находится у той политической силы, которая набрала на выборах лишь около 3 % голосов. Но у нас умудряются представлять дело так, как будто одно с другим не связано.
Я участвовал в передаче, посвященной возможной организации Олимпийских игр в России. Речь шла о том, как это будет здорово, как у нас будет развиваться детский спорт, повысится здоровье населения. Но надо понимать реальные тенденции происходящие в период правления Путина и его команды. Реальные тенденции таковы, и не надо далеко ходить, беру ближайшее Подмосковье. Закон о реституции у нас есть. 16 км от кольцевой дороги, усадьба Средниково, где, как считается, Лермонтов встретил свою первую любовь. Напротив — деревня Легочово. На протяжении многих десятилетий все жители ходили гулять в парк, купались в прудах. Уже этой зимой пруды обнесли высоченным забором, потому что появились какие-то "наследники" Лермонтова, которые всё это "восстанавливают". Пока ещё в специально отведённое время, местных жителей через калиточку к прудам пускают. Сегодня ещё пускают, а завтра калиточку закроют.
Процесс идёт дальше — готовятся законы, разрешающие продавать леса, озёра, всё, что можно взять в частные руки. Кто верит в Бога — то, всё это у нас от Бога, кто не верит — то это то, что завоевали наши деды, прадеды. Вопреки логике всех современных цивилизаций всё передаётся в частные руки и отнимается у общества. Вот реально главное, что происходит в стране.
Вот был спор об Олимпийских играх — прибыльное будет дело, или убыточное. Можно говорить не только об этом, может быть о строительстве отеля, реконструкции гостиницы "Москва". Мы ничего об этом не узнаем по той причине, что если ранее (после учреждения Счётной палаты Российский Федерации), мы создали механизмы, которые позволяли выявить реальную информацию и передать её обществу, сегодня всё это перекрыто последними законами, в том числе изменениями закона о Центробанке — теперь невозможны несанкционированные исполнительной властью проверки деятельности Центробанка. Общество не будет знать ничего ни о чём. Есть все реальные тенденции, связанные с расширением поля исполнительной власти для произвола и невозможностью для общества что бы то ни было узнать, проконтролировать, а значит прогнозировать свою судьбу.
8. Это очень интересное собрание людей. Это люди с очень разной последующей судьбой, зачастую, весьма трудной, сложной, если не печальной. Эти люди пришли с идеями. Не могу сказать про большинство, но те, про кого я знаю, не оказались в числе участников распродажи империи. И не стремились к этому. Эти люди интересны ещё и тем, что это не нынешние депутаты с наведённой репутацией, с помощью проплаченного пиара. Это люди, которые на том этапе стали лидерами — кто-то региональным, кто-то более низкого уровня, но лидерами. Многие из них, в результате развала страны, лишились родины. Многие не могут вернуться в свою страну — я знаю таких людей. Это люди со сложной судьбой, многие переживают и ощущают ответственность за то, о чём вы спрашиваете. Вы спрашивали — если бы вы знали, что будет со страной, вступили бы вы в межрегиональную группу. Даже понимая, что исторический процесс неумолим, не завязан на твою личную роль и ты не преувеличиваешь её, всё равно думаешь, а можно ли было сделать что-то? В том числе и я думаю. Я был не только членом межрегиональной группы, я был ещё и делегатом последнего 28-го съезда КПСС. Видимо нужно было разделить КПСС на несколько партий, чтобы не бросать управление, а создать систему конкуренции.
Михаил Бочаров
1. Деятельность межрегиональной группы, как бы её не оценивали, — это наша история. Это был большой толчок для общества в целом. Члены межрегиональной группы говорили то, что считали нужным, они не боялись власти. Все они были порядочными людьми, и болели за то, что происходит в стране. Конечно, печально, что получилось в конечном итоге не так, как мы хотели, но, история не знает сослагательного наклонения. В любом случае, то что мы сделали — это великое достижение!
2. Я считаю, что это, в первую очередь, безоговорочная поддержка Ельцина (хотя, других кандидатур тогда не было), и непонимание того, что он вырос на принципах абсолютных коммунистических воззрений, и на первом месте для него всегда была власть. Мы наивно полагали, что для него важнее страна. Эта ошибка привела к трагическим для судеб страны последствиям.
3. Разумеется, в любом случае, вступил бы в межрегиональную группу.
4. Я думаю, что межрегиональная группа в сегодняшнее время должна была бы представить руководству страны предложения по выходу из сложившейся ситуации. Экономика в стране не развивается. Все высказывания, в том числе и президента, касающиеся экономики, не соответствуют действительности. Развивается нефтедобыча и сырьевые направления вообще, значительно увеличивается импорт, и экономическое положение страны становится хуже год от года. Если бы сейчас была межрегиональная группа, она, вероятно, также ставила вопросы и по системе управления в целом — её целиком надо менять, так как, в принципе, она осталась без изменения. Раньше было Политбюро, сегодня — администрация президента, было — ЦК КПСС, сейчас — Совет безопасности. Ничего не изменилось.
5. Сначала нужно ответить на вопрос, а что такое у нас исполнительная власть? Фактически, у нас два правительства — само правительство и администрация президента, которая стоит на голову выше официального правительства. Хотя юридически и конституционно, права, которые сегодня есть у администрации президента не отражены в законодательных актах, тем не менее, любое назначение министра, любые структурные преобразования в системе управления исходят от администрации президента, а не от правительства. И правительство, к сожалению, работает в помощниках у администрации президента, квалификация работников которой намного ниже, чем у членов правительства. Поэтому, произвести какие-то серьёзные изменения в стране правительству невозможно.
6. Потенциал президента ниже среднего.
Борис Лапшов
1. Благодаря межрегиональной группе в стране фактически произошла бескровная революция, основным достижением которой было освобождение от всевластия КПСС. Межрегиональной группе удалось, на Съезде народных депутатов СССР, находясь в явном меньшинстве, "раскачать" большинство консервативных депутатов и добиться исключения из Конституции СССР статьи 6 о руководящей роли КПСС. "Межрегионалам" удалось это, благодаря поддержке их идей народом и прежде всего, москвичами, выходившими на митинги и демонстрации. Учитывая, что межрегиональная группа сделала то, что кто-то должен был сделать, её роль положительная. А как потом "пошёл процесс", выражаясь словами М. Горбачева, то это отдельный разговор.
2. Самой серьёзной ошибкой межрегиональной группы была ставка на Б. Ельцина, избрание его сопредседателем межрегиональной группы, хотя никакого реального участия он в ней не принимал, избрание в Верховный совет (путём ротации, вместо А. Казанника), а затем и поддержка его при избрании Председателем Верховного совета РСФСР, но тогда трудно было разглядеть в нём будущего бездарного правителя, много сделавшего для развала СССР, а потом и России, хотя признаки популиста и самодура уже тогда в нём просматривались, но у нас тогда не хватило интуиции.
3. Да, записался бы, т.к. выше я уже сказал, что революцию кто-то должен был делать — она назрела, а последствия её могли быть совершенно другими, если бы ставка была сделана на другого лидера. Кроме того история революций говорит о том, что её участникам практически никогда не удавалось довести свои идеи и замыслы до логического конца.
Перефразируя одного из мудрецов можно сказать, что революцию делают порядочные и смелые, к власти приходят хитрые, а её плодами всегда пользуются подлецы. Так произошло и на этот раз. Спорить с историческими процессами, которые проходят почти по "классике" очень сложно.
4. На мой взгляд, для силы, подобной межрегиональной группе, сейчас работы бы прибавилось. Ведь ситуация стала гораздо хуже, чем 15 лет назад. Тогда у нас была великая страна с мощной промышленностью, богатейшими ресурсами, которые просто необходимо было эксплуатировать или осваивать по несколько другим законам. Сейчас у нас почти ничего не осталось. Всё разворовано и принадлежит Мишам, Ромам, Абрамам и прочим миллиардерам, ничего не сделавшим для страны, в отличие от миллиардера Форда. Неслучайно фамилий большинства российских миллиардеров мы не знаем. Им принадлежат фабрики, заводы, которые строили миллионы людей, фактически уже энергетика страны (РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром") скоро, они завладеют железными дорогами, землёй, лесами. Им уже принадлежат все недра — нефть, газ, металл — то, что по конституции принадлежит всему народу. Наша исполнительная власть "надувает щёки" и гордится увеличением ВВП за счёт того, что нефть и газ рекой льются по многочисленным трубам за границу. Через 10-15 лет недра будут исчерпаны. Что дальше? Катастрофа приближается.
Нам говорят, не нужно ради стабильности в государстве и обществе пересматривать итоги приватизации. Для какой стабильности? Чтобы народ стабильно вымирал? Чтобы к нашему государству стабильно приближалась полная и окончательная катастрофа?
Не пересматривать итоги приватизации — это грубейшее нарушение конституции и уголовного законодательства. Ведь практически все крупные сделки по приватизации, по заключению Счётной палаты Российской Федерации, незаконны и подлежат отмене. Мне это, как бывшему работнику Счётной палаты Российской Федерации, хорошо известно. Хорошо известно это и исполнительной власти и прокуратуре. Так почему же у воров не отнять то, что они наворовали при поддержке правительства, и находясь с ним в доле. Видимо эта доля и связывает руки исполнительной власти. Народу внушают по всем средствам массовой информации, что "отнять и поделить" - это очень плохо, мол проходили уже это. Господа, побойтесь Бога! В революцию 17-го года отнимали фабрики и заводы у тех, кто их построил — у хозяев. А сейчас разговор идёт о ворах. Это вещи совершенно разные.
Так, что первоначальной задачей межрегиональной группы на современном этапе было бы вернуть государству награбленное от проходимцев. В противном случае, борьба с бедностью — чистый блеф.
Вторая серьёзная задача — переход к разумной экономической политике, направленной, в первую очередь, на поддержку отечественного производителя. Промышленные предприятия стоят, сельское хозяйство в ужасающем состоянии, а исполнительная власть как бы и не замечает этого. Промышленность сама по себе, а власть сама по себе. Вступление в ВТО на условиях, за которые "борются" наши, оторванные от жизни переговорщики, наверняка добьёт наше производство.
Третья — выведение общества из лжи и тумана, в который его плотно закутали лживые средства массовой информации — фактически, борьба за свободу слова.
И четвёртая задача, может быть, самая трудная и связанная с третьей — борьба за цивилизованное гражданское общество, без которого вряд ли возможно решение всех других задач.
5. Ответ на этот вопрос частично можно найти в п. 4, где сказано о сложившейся в стране ситуации. Как можно относиться к правительству и его премьеру, когда незадолго до своей отставки и отставки правительства М. Касьянов, открывая одно из заседаний правительства, сказал примерно следующее: "Давно мы с вами не обсуждали положение в промышленности, пора обсудить". А чем же вы тогда занимались, господин Касьянов? Ведь как работает промышленность — это вопрос первостепенный для любого государства. Видимо на первом месте в правительстве были вопросы, связанные с квотами на вылов рыбы и приватизацией — и понятно почему. Серьёзные проблемы это правительство даже и не пыталось решать.
6. На фоне своего предшественника президент, несомненно, смотрится более прилично. Он проделал определённую работу по укреплению дисциплины в государстве, но с задачами, стоящими перед президентом такой великой страны, как Россия, с учётом её состояния, он, к сожалению, не может справиться.
7. Состав нового правительства фактически мало изменился. Главные министры остались старые, а другие пересели на одну — две ступеньки ниже, и остались "на хозяйстве". В основном, правительство можно считать техническим и ожидать от него прорыва невозможно. Печально, что новое правительство не объявило своей экономической стратегии. А без этого можно только "плыть по течению".
Сама структура правительства вызывает удивление и управление при такой структуре, мягко говоря, весьма затруднительно. Чувствуется, что структура разработана дилетантами, знающими об управлении только понаслышке.
Более подробно ответ на этот вопрос был изложен в моём интервью от15.04.2004 на сайте "ПРАВДА. Ру", в статье "Новая структура правительства с точки зрения профессионального чиновника".
8. Сейчас многие критикуют межрегиональную группу — мол, что же вы наделали, посмотрите, что творится вокруг. Что ответить на это? То, что творится вокруг делали уже не мы, а те, которые были бы нашими врагами. Мы честно, не думая о себе, не рассчитывая ни на какие дивиденды, сделали самую тяжёлую, очень опасную и необходимую работу. А сегодняшним "смелым" критикам не мешало бы вспомнить, как они когда-то с восторгом по телевизору слушали выступления "межрегионалов" на Съезде народных депутатов СССР, иногда "пуская в штаны", представляя себя на нашем месте.
Юрий Рыжов:
1. Роль межрегиональной группы несомненно положительная.
2. Если ошибки и были, то они не критические.
3. Я бы всё равно записался в межрегиональную группу.
4. ------------------.
5. Деятельность исполнительной власти я оцениваю отрицательно.
6. Потенциал президента невысокий.
7. Я пока не вижу никаких шагов правительства.
8. О межрегиональной группе я могу сказать только самые тёплые слова.
Вопросы задавала Вера Адлер,
Специально для ПРАВДЫ.Ру