Интервью с Юрием Семеновым, бывшим главным конструктором Ракетно-космической корпорации "Энергия"

Чаепития в Академии: Ода "Морскому старту"

Неудачи преследуют уникальный ракетно-космический стартовый комплекс. Случаются аварии с носителями, но тень падает на стартовую площадку, которая находится в океане. Каждый раз восстановление обходится дорого, и это наводит на мысль, что надо прекратить его использование. "Морской старт" — уникальное сооружение, а потому принимать скороспелые решения не следует…

Так случилось, что мне удалось побеседовать о "Морском старте" с академиком Юрием Семеновым, бывшим главным конструктором Ракетно-космической корпорации "Энергия". Это было в тревожное для страны время — "лихие 90-е". Я ничего не стал изменять в этом материале, потому что убежден: историю переписывать не следует.

Читайте также: Последние дни МКС "Мир". Как это было

У академика Семенова праздничное настроение. Такого не случалось давно — особых поводов к тому у Главного конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С. П. Королева не было. В основном заботы у него сугубо "земные": где достать деньги на продолжение работы "Мира", как обеспечить создание новых кораблей "Союз", как убедить родное правительство, что без космоса Россия сразу же становится "третьеразрядной" державой (имеется в виду, что нищенское финансирование в минувшие годы сделала ее уже "второразрядной"). В общем, праздников у Юрия Павловича нынче маловато, а потому ночное бдение в Центре управления полетом не только не показалось ему утомительным, но напротив — радостным…

По ходу я вспоминаю сколько ночей тут проведено — не перечесть! То и первые старты на орбитальные станции, и посадки на Венеру, и пуски к Марсу, и бесконечная череда дежурств, когда путешествовали по Морю Дождей луноходы, и когда наблюдали за полетами лунных американских экспедиций… А может быть, именно эти бессонные ночи и составляют истинное счастье!?

Так или иначе, но еще одну ночь в ЦУПе академик Семенов и ближайшие его коллеги провели с удовольствием. А наблюдали они за событиями, что происходили по другую сторону земного шара и которые имели к ним самое прямое отношение.

Впервые в истории начал действовать океанский космодром…

— Это был первый, демонстрационный пуск, — говорит академик Ю. П. Семенов. — Был выведен на переходную орбиту макет спутника. Мы показали нашим потенциальным заказчикам возможности нового космодрома.

— Это новая страница в космической технике?

— Безусловно. Идея такого старта появилась на нашей фирме давно. Пожалуй, "годом ее рождения" можно считать 1955-й год, когда был произведен запуск боевой ракеты Р-11 с подводной лодки. Так начало рождаться новое направление в ракетостроении, и оно легло в основу создания ракетно-ядерного щита Советского Союза. Конечно, в те годы никто не думал, что можно использовать такие комплексы для запуска космических объектов…

Ракета Р-11 весила около шести тонн, и о каком космосе могла идти речь!? Однако уже в то время началось использование ракет в "ампульном варианте", то есть в полностью заправленном и готовом к пуску виде, и это стало "точкой роста" для нового направления работ в нашей отрасли… Ну, а что касается такого комплекса, как нынешний, то это казалось фантастикой.

Читайте также: Академик Месяц: Злодеи в науке видны сразу

Только факты: Компания "Морской старт" — международное совместное предприятие, образованное в апреле 1995 года компанией "Боинг коммершел спейс" (США, 40 проц. уставного капитала), РКК "Энергия" имени С. П. Королева (Россия, 25 проц.), компанией "Кварнер мэритайм" (Норвегия, 20), ГКБ "Южное" и ПО "Южмаш" (Украина, 15 проц.). Международная компания создана для реализации одноименного проекта.

— Как известно, фирма С. П. Королева всегда решала именно фантастические проблемы, не так ли?

— Не только мы это решали… Стартовый комплекс делало КБ транспортного машиностроения, ракету "Зенит" — "Южмаш" на Украине. И у всех были наисложнейшие проблемы, потому что мы впервые создавали столь необычный космодром… Итак, идея о морском старте, родившаяся в пятидесятых годах, была оставлена. И мы вернулись к ней в 1990 году. Поначалу мы предполагали большую ракету "Энергия" использовать для эвакуации радиоактивных отходов. По нашим расчетам можно было создать "орбиту захоронения", направить отходы в сторону Солнца. За один пуск можно было убрать с Земли около 40 тонн "радиоактивной грязи". Потребовалось бы всего два-три пуска "Энергии", чтобы практически полностью решить эту сложнейшую проблему.

— И вновь фантастика!?

— Причем вполне реальная! Мы продумывали разные варианты. В том числе и использование "Зенита", который мог при одном пуске убирать с планеты несколько тонн отходов.

— Почему этот проект не был реализован?

— Распался Советский Союз…

— Вы что-то не договариваете…

— Вы правы. В отношении радиоактивных отходов существуют весьма жесткие законодательные меры у каждой страны. А потому не все могли согласиться на определенный риск — ведь при запуске могла случиться авария, и тогда страна была бы заражена. И вот тогда-то возродилась старая идея об уходе для пусков в район экватора. Даже в случае аварии ракеты радиоактивные отходы попадут в сравнительно "безопасный" район Мирового океана. То есть риск значительно снижался, хотя окончательно и не исчезал. Таким образом, мы начали прорабатывать идею "Морского старта". Проблема оказалась очень сложной, но и весьма заманчивой. И когда распался Советский Союз, мы пошли по пути создания коммерческих комплексов.

Только факты. Проектом "Морской старт" предусматривается, что большинство космических аппаратов будет выводиться на геостационарную орбиту из экваториальной зоны в Тихом океане, расположенной к югу от Гавайских островов. Одним из главных преимуществ проекта является возможность запуска космических аппаратов с мобильной платформы на любую орбиту.

— Вас поддержали?

— Был сделан эскизный проект. С ним я прошел все инстанции вплоть до Б. Н. Ельцина. Мне говорили прямо: "Ходи по земле, фантастикой не занимайся!" В начале 93-го года наша группа выехала в США на фирму "Боинг". На той встрече мы наметили девять проблем…

В марте нашими специалистами были сделаны в Сиэтле первые наброски Международной Космической Станции и одновременно проект "Морского старта". А через год мы вылетели в Турку, где стояла не совсем кондиционная платформа для добычи нефти в море. Это была платформа "Одиссей". В ноябре 1994 года в Финляндии мы подписали первый документ о том, что мы начинаем работать над проектом вместе. В 1995 году мы подписали соглашение о создании совместной компании.

Читайте также: Чаепития в Академии: Метеоры нас избегают

Только факты. Создан ракетно-космический комплекс, в состав которого входят сборочно-командное судно и самоходная стартовая платформа. Средства выведения космических аппаратов созданы на основе двухступенчатой ракеты "Зенит-2" разработки ГКБ "Южное" и космического разгонного блока ДМ разработки РКК "Энергия" им. С. П. Королева.

Комплекс "Морской старт" может выводить на геостационарную орбиту аппараты весом до 2,9 тонны, на низкие околоземные орбиты — весом 11-15 тонн.

Частота пусков — до восьми в год. Минимальное время между ними — один месяц.

— Неужели это было так недавно!?

— Пожалуй, впервые в истории такой масштабный проект был реализован за столь короткое время.

— В чем его принципиальная новизна, кроме самого места старта?

— Мы использовали самые передовые, новейшие технологии, которыми располагают Россия и Украина по созданию ракетных комплексов. Ничего подобного нигде больше не существует. А потому, когда мы говорим о технологиях ХХ1 века, то имеем в виду прежде всего "Морской старт".

— Но будет ли он работать?

— Мы занимаем нишу по запуску спутников связи. Если сегодня собрать все носители, которые есть в Америке, у нас, в Европе и Китае, то все равно мы не сможем удовлетворить все потребности по запуску спутников связи. И все таки, предпочтение будет отдаваться "Морскому старту".

— Почему?

— Это абсолютно автономный комплекс. Небольшая плавучая платформа. Речь идет не о тысячах, а о сотнях человек… Любой космодром должен иметь свою инфраструктуру — от стартовых площадок до детских садов. Здесь же все нацелено лишь на одну задачу: запуск космических аппаратов. И мне кажется, что в таких условиях люди будут работать более продуктивно и творчески… Когда на космодроме Байконур мы строили стартовый комплекс для "Бурана", то работало более сорока тысяч солдат. И вы представляете, в каких условиях люди жили! У нас же самое большое было — тысяча человек. Это было в то время, когда шел монтаж оборудования.

— Разве мы не могли сами построить такой старт в океане?

— Дело совсем в ином: до нынешнего дня США являются монополистами по запуску спутников связи. С помощью "Протона" мы запускаем спутники по заказу американских компаний, и, казалось бы, зачем создавать самому себе конкуренцию? Но американцы не любят вывозить свои спутники за территорию США, и всеми силами стараются все делать у себя. Думаю, что "Морской старт" будет обеспечен хорошими заказами именно потому, что главную роль в проекте играет "Боинг".

— А как же шло финансирование проекта?

— Мы впервые реализовали новую схему финансирования. Всемирный банк давал гарантии банкам, которые давали нам деньги. И это дало возможность создать гибкую и эффективную систему кредитования. Да и было подо что давать деньги! Ракета абсолютно новая, хотя название у нее и старое. Нам пришлось носитель переработать применительно к морским условиям. Ракета трехступенчатая, экологически чистая…

Только факты. Комплекс состоит из двух уникальных судов: сборочно-командного судна — СКС и самоходной полупогружаемой стартовой платформы "Одиссей". Место базирования обоих судов — порт Лонг-Бич на юго-западе США (штат Калифорния).

СКС представляет собой принципиально новый специально сконструированный корабль. В порту СКС служит плавучим сборочным цехом, а в открытом море — центром управления пусками и местом размещения экипажа, специалистов по обслуживанию ракетно-космической техники. СКС построено на шотландской верфи "Гован", дооснащено специальным оборудованием для сборки ракет и управления пусками в г. Санкт-Петербурге. На борту СКС можно разместить до 240 человек.

Стартовая платформа "Одиссей" построена на базе морской буровой платформы на верфи "Розенберг" (Норвегия). Пусковое и вспомогательное оборудование установлено в г. Выборге. "Одиссей" — крупнейшее в мире полупогружаемое самоходное судно.

Читайте также: Человек, который спас Академию наук

Стартовая платформа длиной около 130 метров, а высотой более 60 метров. Это громадное сооружение. А командное судно тоже весьма необычное: это монтажно-испытательный корпус, где размещается три ракеты "Зенит". Есть зал подготовки спутников, зал для разгонных блоков… Самый современный зал управления… И в то же время это плавучая комфортабельная гостиница. Когда идет подготовка к старту оба судна находятся рядом, между ними перекинул мост. Затем СКС отходит на пять километров и все управление запуском идет по радиоканалам. Вывоз носителя, заправка его топливом, пуск и управление, — все это проходит автоматически.

— Все-таки какие главные проблемы вам пришлось решать заново?

— Все наземные средства надо было адаптировать к морским условиям. Это непростая задача. За несколько месяцев мы установили 340 тысяч тонн оборудования! Причем уникальное оборудование! Это десятки систем, которые работают по единой программе и по радиоканалам управления. Следует помнить, что ракета "Зенит" и разгонный блок создавались для наземных условий, а море есть море… Те, кто плавал на судах, знает, что есть соль, которая разъедает и металл, и все другие материалы. Следовательно, и это мы должны были учитывать. Одно дело стартовать с земли, и совсем другое — с подвижной платформы, которую надо стабилизировать в заданной точке. Малейшая ошибка сказывается на точности выведения…

Нам удалось добиться, что платформа стабилизируется в заданном месте с точностью 50 метров. Точность прицеливания потребовала от нас доработки системы управления. Как поддерживать платформу во время старта? Не опрокинется ли она? Ведь с одного конца платформы стартует 450 тонн, и в момент ухода ракеты нагрузки очень велики… Безударный выход носителя — это была одна из проблем, которая волновала нас с самого начала… На платформе установлено очень сложное и тонкое электронное оборудование, и его надо защитить от акустических ударов, которые появляются при старте ракеты. И так далее и тому подобное…

— И все происходит автоматически?!

— Да, за пять часов до пуска все люди покидают стартовую платформу, и работает уже только автоматика… Первый экспериментальный пуск был для нас ответственный. Если бы был сбой, то мы скомпрометировали бы проект "Морской старт" на очень длительный период.

— С вашей точки зрения, что на сегодняшний день самое важное в осуществляемом проекте?

— Волнения первого старта уже позади, а совсем недавно именно он был вне конкуренции… Ну, а самое главное? Пожалуй, то, что удалось не четырем разным коллективам, а представителям четырех стран объединить свои усилия и работать четко, синхронно. Для нашего времени это необычайно важно. Особенно в преддверии больших работ на Международной Космической Станции.

— В России над проектом сколько работало человек?

— Мы обеспечили более пяти тысяч рабочих мест. Около 25 исследовательских организаций и конструкторских бюро принимало в нем участие. Безусловно, это пионерский и новаторский проект.

Только факты. Переход стартовой платформы в район пуска занимает около 12 суток, переход СКС — около 7 суток.

Стартовая платформа переводится в полупогруженное состояние. Для этого притопляются понтоны и колонны. Затем ракета выкатывается из ангара и переводится в вертикальное положение. После проверки стартовая команда покидает платформу. По команде центра управления начинается заправка ракеты-носителя и разгонного блока компонентами топлива. Затем включается система автоматического пуска ракеты.

Типовая схема выведения космического аппарата на орбиту состоит из нескольких операций. Вначале аппарат выводится на промежуточную орбиту. Затем дважды включается двигатель разгонного блока, и космический аппарат переходит сначала на опорную орбиту, затем на переходную к геостационарной. Затем двигатель разгонного блока включается в третий раз (если у спутника есть своя двигательная установка, то работает уже она). Весь процесс от начала пуска ракеты и до выхода спутника на геостационарную орбиту занимает около часа.

— Когда "Морской старт" начнет приносить фирме "Энергия" реальный доход?

— Хоть это и коммерческая тайна, отвечу. Проект весьма дорогой. Мы брали под него кредиты, которые надо возвращать. И именно на это уйдут деньги от первых пусков… Портфель заказов у нас сейчас заполнен, и если все пойдет хорошо, то реальную прибыль мы начнем получать после 2001 года. Заказчики присутствовали на первом пуске, они очень довольны. Убежден, подобные платформы обязательно появятся — самое трудное было сделать первый шаг. И мы его сделали.

Читайте все материалы в серии "Чаепития в Академии"

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Владимир Губарев
Владимир Губарев — русский и советский писатель-фантаст, драматург, журналист
Обсудить