Химкинский лес. Вторая серия?

Возобновление работ по прокладке трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес привело к новому витку противостояния между строителями и экологами. Однако если в прошлом году вырубка деревьев под скоростную автодорогу привела к массовым протестным акциям, то сейчас ожидать каких-то новых выступлений в защиту Химкинского леса не стоит. По мнению экспертов, эта тема утратила мобилизационный потенциал.

В минувший вторник возобновились работы по подготовке территории для строительства скоростной автомагистрали через Химкинский лес. Рабочие приступили к вывозу вырубленных деревьев. Об этом сообщил журналистам заместитель председателя правления госкомпании "Автодор" Андрей Журавлев.

По его словам, уборка леса займет около полутора-двух месяцев. Деревья, сваленные в прошлом году, прогнили и с наступлением тепла могут стать пожароопасными, отметил он. "После разборки леса будет расширена под основной въезд дорога порядка 62 метров. Через полтора-два месяца трасса будет передана застройщику под строительство", — уточнил зампред правления "Автодора".

В тот же день в Химкинский лес помимо рабочих съехались около двух десятков активистов движения "В защиту Химкинского леса" во главе с Евгенией Чириковой. Причем, по ее словам, группа экологов, под предлогом того, что у подрядчика не было разрешительной документации, умудрилась сорвать начавшиеся было работы.

Как известно, в прошлом году действия экологов и протесты против строительства трассы через Химкинский лес вызвали немало споров. Одни говорили о том, что дорога жизненно необходима. Другие утверждали, что интересы сторонников строительства дороги не должны быть в приоритете над потребностью желающих дышать свежим воздухом в Химкинском лесу.

В спор даже вмешался президент РФ Дмитрий Медведев, в августе прошлого года приостановивший работы по строительству автотрассы для проведения общественных слушаний по данному вопросу. Соответствующие слушания были проведены в Общественной палате, в Государственной думе. К обсуждению подключились многочисленные эксперты и общественные деятели. В итоге правительственной комиссии было предложено два "реалистичных варианта" прокладки этой автодороги.

После обсуждения с учетом всех факторов (экологического, социального, финансово-экономического), а также принимая во внимание время строительства трассы, комиссия остановилась на первоначальном маршруте, который предусматривает строительство дороги через Химкинский лес.

Фото: AP

Прошло полгода. И хотя прежнего ажиотажа вокруг строительства новой трассы не видно (на широко анонсированные митинги экологов в Москве собираются не более ста человек, в то время как в августе на те же самые митинги выходило до двух тысяч), попытки "подогреть" тему предпринимаются вновь и вновь. К примеру, на минувшем "Дне гнева" Евгения Чирикова, выступая с трибуны, даже попыталась обвинить президента Дмитрия Медведева во лжи. При этом экологи встречались с членом комитета иностранных дел Европарламента Хейди Хаутала, представляющую в Европарламенте финскую Партию зеленых, и просили поднять ее вопрос о трассе в Европарламенте.

Однако, по мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, каких-то новых серьезных выступлений ожидать не стоит. Тема, ставшая примером искусственной политизации общественно-экологического протеста, по словам эксперта, закрыта. "Изначально она реализовывалась группами по интересам, которые были настроены не столь оппозиционно, сколько просто вели кланово-корпоративные войны, — отмечает политолог в интервью "Правде.Ру". — И уже потом на эти войны и этот интерес, который был мощно финансово подкреплен, наложилась самоподдерживающаяся оппозиционная волна".

По мнению Ремизова, кампания вокруг Химкинского леса стала моделью по дестабилизации ситуации в разных сферах, когда на волне кланово-корпоративных конфликтов возникает протестный эффект. "Другой вопрос — насколько долгим может быть этот самоподдерживающийся эффект, как долго он может оставаться в фокусе внимания в качестве значимой протестной темы? — говорит политолог. — Мне кажется, что мобилизационный потенциал вокруг темы Химкинского леса уже исчерпан. Потому что широким слоям общества интересны темы, которые могут иметь ощутимые результаты, когда можно действительно что-то изменить. Опыт показывает, что заметные протестные движения имеют место, когда есть ощущение результативности. Сейчас эта результативность под вопросом, потому что этот вопрос уже рассмотрен и решение принято не в пользу протестующих".

Также читайте: Химки стоят леса?

Широкой мобилизации вокруг этой темы ожидать не стоит, уверен президент Института национальной стратегии. Вместе с тем он отмечает, что позиция президента по Химкинскому лесу была вполне рациональной. "Он разобрался в ситуации и принял решение, которое не обнуляет уже начатый проект, поскольку издержки слишком велики, при этом оно учитывает всю критику и предлагает компромисс", — говорит политолог. "И, главное, были сделаны выводы об изменении самой модели подготовки подобных проектов: о том, что еще на этапе согласования подобных проектов должно быть серьезное взаимодействие с гражданскими обществом и экологическими организациями", — заключает Михаил Ремизов.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить