Теплота к родной земле

Ну, вот мы и встретились, дорогие мои!

Разлука была недолгой, – праздничные дни пролетели стремительно, – и я снова рад приветствовать любимых читателей!

Тем для разговора накопилось у нас видимо-невидимо. И все больше о национальной культуре. Вот интересная штука: в честь Дня Победы – праздника народного и святого кое-кто на телевидении снял с эфира все рекламные ролики! Никогда еще они о нас так не заботились, лишив счастливой возможности наблюдать набившие оскомину похождения героев жевательных, кофейных, шоколадных, масляных, тампонных, прокладочных, газированных, чайных и других душещипательных историй! С чего бы это? Ведь телекомпания потеряла на этом большие деньги. Могу говорить уверенно, поскольку сам пытался “раскрутить” “ОТ и ДО” на “ящике”. Так вот за 36 6-секундных показов в лучшее время – вокруг 21.00 - запросили с нас? десятки тысяч долларов. Считать умеете? Прикиньте, сколько минут идет на ТВ реклама, и какие от нее доходы...

И вдруг – день без рекламы? Объяснение – не надо даже копаться – лежит на поверхности: модно стало обращать внимание на национальные интересы. Бесконечно повторяющаяся ТВ-реклама иностранных товаров давно уже вызывает чувство раздражения. Поэтому снять ее с эфира – означает показать на всю страну понимание национальных чаяний и ярко проявить свой патр-р-р-риотизм в День Победы. Особенно убедительно это удалось тем, для кого в середине 90-х слово “патриот” было ругательным.

По большому счету, спекуляция на чувстве национальной гордости, если превратить общественное мнение в источник дохода, может принести больше денег, чем пропаганда иностранных штучек.

Вдумайтесь, именно теперь, когда в разгар бомбежек Югославии, у нас с Вами все определеннее проявляется понимание места России в мире и растет чувство национального сознания, а стало быть, происходит Ренессанс русской культуры, на этом уже начинает играть бизнес – национальная идея становится товаром!

Только почему-то не хочется, чтобы товаром стали, например, эти строки из новой книги стихов “Четыре времени сердца” Андрея Никольского о “той стране”, “где в раннем детстве вдруг почувствовал в себе насмерть раненое сердце теплотой к родной земле”?

“ОТ и ДО” это беспокоит. Но не только нас. Есть на Руси люди, которые, наверняка, смотрят на происходящее так же. Нет сомнения, что те, кто составляет гордость национальной культуры, и о ком мне уже пришлось писать на наших страницах – режиссер Никита Михалков, певица Валентина Собанцева, покойный художник Константин Васильев, – разделили бы эти мысли. Как разделил их автор процитированных выше поэтических строк Андрей Никольский – поэт, композитор, певец. На мой взгляд, - самая яркая личность в русской песенной культуре последних лет.

О Никольском знают многие, практически вся страна, хотя бы благодаря его шлягеру “Я поднимаю свой бокал, чтоб выпить за твое здоровье!” Но как хотелось бы, чтоб не только его знаменитый шлягер, но масса других песен и стихов стали Вашим, дорогой читатель, достоянием. Ведь он – уникальный продолжатель лучших традиций русских песни и романса (“Я расцениваю свои песни, как прорусское направление”) – и достоин высокого уважения и признания в народе, как человек, искренне говорящий своими стихами и песнями: “Понятие Россия – это приоритет. Это – то главное, чему принадлежат мое сердце и моя душа”.

Что песни? Стихи, положенные на музыку... Мало ли их написано? Но не всякий автор смог, как Никольский, сохранить, о чем бы не писал, ту щемящую, неповторимую тональность, что именуется в мировой культуре русской. И далеко не с всякий может так их сам исполнить. В его звучит и старый сентиментальный романс, и легкий семиструнный перебор, и удалая казачья песня, и трепетная, щемящая лирика и бесшабашная хулиганская песня - все это Россия. Нужно это было бизнесу?

Но вот исконно русский поэт Никольский понадобился, стал востребован. И здесь мы с ним задумались – сложна жизнь: творчество Андрея становится товаром – это нехорошо; но заодно его стихи и песни узнают все больше читателей и слушателей, значит надо сказать “спасибо” бизнесменам, бросившимся издавать его произведения! Сплошное “от” и “до”! Где найти баланс, где та грань, что отделит культуру от массовой культуры?

Как бы то ни было, я очень рад, что многие из Вас узнают теперь эти строки из сборника “Четыре времени сердца”:

И тогда тебя не устрашат
Ни к бальзаму подмешанный яд,
Ни глаза, что в глаза не глядят,
Выстрел в спину с вручением наград,
И ни грязь чисто вымытых рук,
Честный враг и бесчестнейший друг,
И любовь, что кончается вдруг
У предельно надежных подруг.
Нужно все испытать самому:
Все, что только подвластно уму,
Чтоб понять, чтоб хоть как-то судить
Жизнь, в которой обязаны жить.

Да, мы обязаны жить дальше. И, желательно, как можно дольше. И, очень хочется, с той песней, что жить поможет, – с песней Никольского.

А о подлинной культуре разговор продолжим. Ведь она, как любовь – либо есть, либо нет.

Искренне Ваш
главный редактор “ОТ и ДО”.

В скором времени газета “ОТдыхай, ДОрогой” будет распространяться компанией “Russian Story”…

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить