На смене "Поколение Zнаний" обсудили проблемы науки

На образовательном форуме "Селигер" продолжает работу смена "Поколение Zнаний". в ней принимают участие более 800 аспирантов и преподавателей общественных наук из сотен вузов страны.

В понедельник участники смены обсуждали проблемы образования. В дискуссиях приняли участие председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. Другими гостями стали первый заместитель руководителя думской фракции "Единая Россия" Николай Булаев, первый заместитель министра образования Наталья Третьяк, ректор Российского экономического университета им. Плеханова Виктор Гришин, депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин.

Еще одним мероприятием, отмеченным участниками форума, стало выступление помощника президента России Андрея Фурсенко. Впрочем, долгой его речь не была. Основаная мысль - мир вокруг стремительно меняется. Андрей Фурсенко призвал присутствовавших (как, впрочем, и систему образования в целом) меняться вместе с ним, сохраняя собственную конкурентоспособность. Сразу после выступления он предложил аудитории перейти к вопросам, честно оговорившись: если какой-то из его ответов покажется неполным, то можно сказать "ответ не засчитан".

Первый из вопросов касался ученых степеней - Андрея Фурсенко спросили, каким должен быть статус кандидата наук. Стоит заметить, что 72 процента участников смены "Поколение Zнаний" является аспирантами, а 12 процентов уже защитились.

Читайте также: На Селигере обсудили проблемы образования и поведение за границей

"Кандидатская и докторская диссертация не должны быть лычкой на погонах, которая обеспечивает довесок к довольствию", - заявил Андрей Фурсенко. И добавил, сорвав аплодисменты: "Мы должны уходить от системы ВАКа в нынешнем виде".Наиболее правильной, по его мнению, является ситуация, при которой за уровень степени отвечает не абстрактная госстуктура, а конкретный ВУЗ. В результате могут появиться такие звания, как, например, "кандидат Московского государственного университета". Но они при этом должны нести и ответственность за защищённые диссертации.

Андрей Фурсенко также призвал освободить ведущих учёных от несвойственной им функции хозяйственной деятельности. "Потому что хозяйственная деятельность оказалась такой занимательной штукой...", - заметил он. И одновременно заявил о необходимости кардинально улучшить работу институтов, функционирующих в системе РАН и других академий.

Собравшиеся также задали ряд вопросов относительно изменений в системе образования, связанных с бакалавриатом и объёмами преподавания. "Давайте избавимся от иллюзий, что за четыре года нельзя научить ничему, а за пять можно научить всему", - ответил он.

Одно из самых интересных заявлений было посвящено кадровой ситуации в науке. Один из участников мероприятия спросил: если многие "старые учёные" занимаются коммерцией, может быть, нужно больше мотивировать молодых?

Ответ Андрея Фурсенко явно заинтересовал аудиторию. В науке, подчеркнул он, в настоящее время уже не так уж мало молодёжи. Устойчивый рост её доли наблюдается с 2008 года. А одна из проблем, по словам эксперта, заключается в недостаточно мотивации молодых людей на амбициозные проекты. В обозримой перспективе предстоит серьёзное обновление во многих академических институтах, но желающих занять в них посты не так уж много - во всяком случае, среди тех, кто реально занимается наукой. Многие учёные просто не заинтересованы в такой работе, считая это слишком большой ответственностью. И это, по словам Андрея Фурсенко, является очень серьёзным вызовом.

Обсудить