Африка в России

Василий Ефимов , директор по маркетингу имидж-мастерской "Стиль", представляющей коллекцию африканского искусства, рассказывает об истории ее создания и стратегии формирования читателям "ПРАВДЫ.Ру".

--Искусство Африки на протяжении многих лет очень популярно в Европе и входит во многие частные коллекции. В России это направление прикладного искусства до настоящего времени представлено не было. После нескольких поездок в Восточную Африку, завороженные очарованием статуэток и масок, мы решили познакомить россиян с предметами прикладного искусства стран Восточной Африки — Кении, Танзании, Уганды.

Для начала мы провели несколько выставок в Москве, затем выставки переросли в выставки-продажи. К нашему удивлению интерес к творчеству африканцев у россиян оказался настолько широким, что мы решили открыть постоянные экспозиции и продажи в Москве, первым проектом стало создание постоянной выставки-продажи в имидж-мастерской Стиль (Кузнецкий мост, д.9). Здесь Вы сможете познакомиться с образцами традиционной национальной и современной скульптуры, резьбы по дереву и камню, росписью тканей (батик) и другими предметами украшения интерьера: представлены статуэтки животных и людей из черного дерева Эбони (eboni), декоративные маски из красного и черного дерева (неритуального характера), традиционные групповые семейные скульптуры Маконде (makonde), широкий спектр статуэток, скульптур, подсвечников и декоративных расписных тарелок из мыльного камня (soap stone), декоративные предметы украшения стола, наборы шахмат с фигурками в форме животных из мыльного камня, а также картины на ткани с изображением бытовых сцен и природы Восточной Африки.

На африканском континенте проживает более тысячи различных народностей и этнических групп. Однако при этом африканское искусство имеет огромное количество общих черт, делающих его узнаваемым и ни с чем не сравнимым. Форма и стиль предметов африканского искусства в отличие от европейского во многом зависит от вероисповедания, обычаев и традиций народа, представителем которого является мастер. Объект африканского искусства должен, прежде всего, хорошо выполнять свои основные функции, будь то посуда или мебель, а оформление объекта уже зависит от возможностей и таланта художника. Баланс и простота произведений африканского искусства отлично служат как эстетическим, так и практическим целям объектов этого искусства.

Отражая роль религии в традиционном африканском обществе, вера в сверхъестественное, волшебное стала одной из важных тем в африканском искусстве. Так, маски и скульптуры использовались для исполнения всевозможных ритуалов и религиозных обрядов, считалось, что они обладают магической силой, призванной помогать человеку в его повседневной жизни: получить помощь и покровительство богов и предков, для борьбы со злыми духами. Например, чтобы развить выносливость народа, ноги в скульптурах делались непропорционально большими, а призывая богов дать новое здоровое поколение мастера выделяли непропорционально большую женскую грудь и часто делали фигурки беременных женщин.

Еще одной характерной чертой искусства Африки является широкое использование в творчестве уникальных материалов континента. Наиболее известны изделия из эбенового (Ebony), или, как его еще называют, черного дерева, которое в природе имеет различные оттенки коричневого цвета с внешней стороны и темно-коричневую или черную сердцевину. Такое сочетание цветов, исключительная твердость и идеальная полируемость делают вырезанные скульптуры из эбенового дерева уникальными и необыкновенно красивыми. Из-за высокой цены на эбеновое дерево к работе с ним допускаются мастера только высшей категории. На всех этапах обработки используют только ручные инструменты. Эбонитовое дерево является одним из самых твердых пород деревьев, в среднем 5-7 раз плотнее дуба, и поэтому чрезвычайно сложно в резке и обработке. Поэтому создание даже небольшой фигурки занимает у мастера несколько недель кропотливого и тяжелого труда.

В конце 19-го века искусствоведы и историки стали рассматривать творчество африканских мастеров как самостоятельное искусство, а не как объекты для обрядовых и ритуальное целей. Современные художественные направления, такие как кубизм и экспрессионизм, очень много брали и берут из африканского искусства. Абстрактный характер африканского искусства вдохновлял таких известных художников как Пабло Пикассо и Генри Мур, которые восхищались их геометрической простотой и изяществом. К сожалению, в мире очень поздно пришли к пониманию африканского искусства. Вследствие этого непонимания были утеряны имена большинства африканских художников, работавших в давние времена.

С начала 20го века искусство Африки становится очень популярным в Европе, а позже и в Америке. Образцы африканского искусства стали все чаще появляться в европейских и американских музеях и частных коллекциях. А увлеченный этим искусством Жак Шерак сначала открыл специальную экспозицию в Лувре, а в 2000 г. создал в Париже отдельный музей искусства стран Африки и Океании. В России это направление до настоящего времени представлено не было. Большинство из представленных на выставке скульптур сделаны известными в Кении скульпторами, чьи работы находятся в музеях Найроби и других городах, а также в коллекциях собирателей современного африканского искусства США, Канады, Великобритании, Франции, Германии и Швейцарии.

Обладание произведениями африканского искусства в наше время стало не только прекрасным финансовым вложением, но и позволяет ежедневно получать несомненное эстетическое удовольствие от красоты и гармонии форм и красок. Познакомившись с искусством черного континента Вы, безусловно, полюбите изящество и красоту его форм и цветов, как полюбили его европейские и американские художники, ища в нем новые образы для своего вдохновения. Все предметы хорошо сочетаются как с классическим, так и с современным интерьером и придают им оригинальность и незабываемый колорит.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить