Загазованность Москвы не самая "выхлопная"

Жители российской столицы могут вздохнуть с облегчением: экологическая обстановка в городе, хотя и не является идеальной, тем не менее, в сравнении с другими мегаполисами, не так уж плоха. В рейтинге мировых столиц по уровню загрязнения Москва заняла почетное четвертое место. Но расслабляться все-таки не нужно: общую картину, а заодно и атмосферу, очень портит автомобильный транспорт, точнее, его выхлопы. И это значит, что именно от решения транспортных проблем зависит, каким воздухом будут дышать москвичи в будущем.

"Первой форточкой свободы была экология"

Экологическая ситуация в Москве

Эксперты из Института экологии города сравнили экологическую ситуацию в Москве и еще семи городах-миллионниках:

  • Киеве
  • Париже
  • Лондоне
  • Стокгольме
  • Нью-Йорке
  • Праге
  • Гонконге.

Исследование проводилось по пяти параметрам:

  1. содержанию в воздухе оксида углерода
  2. диоксида азота
  3. диоксида серы
  4. так называемого технического озона
  5. и мелких взвешенных частиц.

Чтобы понять динамику изменения экологической ситуации, ученые изучали данные за последние 10 лет. Главный вывод: содержание вредных веществ в воздухе заметно снижается во всех городах из списка. Например, в Москве и Праге среднегодовые концентрации оксида углерода (основной компонент автомобильных выхлопных газов) за последние шесть лет снизились в два раза:

  • в Лондоне — в 1,8 раз
  • в Гонконге — в 1,5 раза.

Читайте также: Экологичный миллиард сгорел ядовитым огнем

Все хорошо в Москве и с диоксидом серы — в том смысле, что его концентрация находится на очень низком уровне.

По словам Елены Корневой, ученого секретаря Института экологии города, происходит это благодаря использованию в качестве топлива природного газа и низкой доле дизельного транспорта в столице. Например, в Париже, где отсутствует центральная система отопления и домовладельцы используют для обогревания жилья уголь, в холодный период года содержание диоксида серы зашкаливает.

Также москвичи, как ни странно звучит, должны быть благодарны плохой погоде, а точнее, не очень большому количеству солнечных дней в нашем городе. Поскольку именно в жаркую солнечную погоду из автомобильных выхлопных газов образуется еще одно вредное соединение — технический озон. В Москве его концентрация также одна из самых низких.

В результате исследований выяснилось, что самый чистый воздух в Стокгольме. За ним идут:

  • Париж
  • Прага
  • Москва
  • в самом конце списка Нью-Йорк
  • и Гонконг.

Но особо радоваться успеху российской столицы пока преждевременно. Как подчеркнула Елена Корнева,

"места" в рейтинге — это усредненные показатели, своего рода средняя температура по больнице. А если начать рассматривать город более конкретно, картина будет не столь радужной.

И, в первую очередь, эта касается московских дорог. Поскольку 90 процентов выбросов в атмосферу города поставляет именно транспорт. И на территориях, прилегающих к крупным городским автотрассам концентрация вредных веществ в атмосфере, как правило, превышена в два и более раз.

Загазованность Москвы не самая "выхлопная". экология
90 % выбросов в атмосферу города поставляет транспорт

По словам Елены Корневой, уменьшить количество автомобильных выхлопов гораздо труднее, чем разобраться с вредными выбросами в атмосферу промышленных предприятий, доля которых в загрязнении воздуха и так невелика — 3 процента. За работой:

  • заводов
  • фабрик

следит столичная система экомониторинга, оценивающая состояние атмосферы по 11 параметрам. Городские власти в праве:

  • или штрафовать за превышение выбросов
  • или, наоборот, стимулировать предприятия устанавливать современные системы очистки.

Читайте также: Магические ритуалы ведут к экологической катастрофе

Влияние автотранспорта на экологическую ситуацию в столице

Что касается автотранспорта, то здесь все гораздо сложнее, это:

  • и переход на топливо, соответствующее экологическим стандартам
  • и разгрузка магистралей, когда пассажирам будет выгоднее и удобнее добираться до места назначения общественным транспортом (в том числе железнодорожным и даже водным), а не в личных автомобилях.

Еще может помочь правильный архитектурный подход к строительству жилых кварталов. В качестве примера Елена Корнева привела район Куркино, где вместе с архитекторами работали специалисты из Института экологии города. В результате, местные дворы спроектированы таким образом, чтобы на их территорию проникало как можно меньше выбросов от близлежащих дорог.

Вообще, экологическая ситуация в городе довольно сильно зависит от:

  • климатических условий
  • и от рельефа местности.

Стокгольм, например, расположен на островах, что способствует отличному проветриванию его территории.

Рельеф Москвы — это возвышенные северные и южные окраины и котловина в центре. Поскольку роза ветров направлена с северо-запада на юго-восток, получается, что все вредные выбросы концентрируются сначала в центре, а потом оттуда сдуваются на юг и юго-восток столицы.

Впрочем, на вопрос, в каком же из московских районов наиболее благоприятная экологическая обстановка, ученый секретарь Института экологии города постаралась ответить уклончиво, объяснив, что в каждый конкретный момент нужно учитывать очень много факторов. Но в общем ее рецепт относительно чистой и полезной для жизни территории звучит так: жить нужно в маленьком зеленом дворике в доме третьего эшелона от дороги и с окнами во двор. И в этом случае вы будете дышать гораздо более чистым воздухом, чем даже житель Рублевки, особенно, если тот живет в особняке с окнами на шоссе.

Читайте также:

Ветряная энергия опасна для человека?

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...