Праздник заступления Божьей Матери Покров

Сегодня Церковь отмечает праздник Покрова Божьей Матери. Праздник этот "непереходящий" — жестко закрепленный за конкретным днем. 14 октября 910 года собравшиеся на воскресную службу во Влахернском храме Константинополя стали свидетелями чуда. Правда, не все — зрение благодатных видений было даровано лишь великому византийскому святому, нашему земляку Андрею Юродивому и его ученику Епифанию.

Обстановка в столице империи была тогда, мягко говоря, не радужной. Ее осадили полчища арабов, жаждавших не только богатой добычи, но и превращения центра христианского мира в цитадель воинствующего ислама. Правда, по другой версии, город осаждали как раз славяне-язычники, планы которых были попроще — пограбить, захватить рабов и предать город огню. Понятно, что сам факт наличия вражеских войск в сердце государства свидетельствовал о серьезных неполадках в сфере его обороны, организации армии и т. д.

Читайте также: Дева Мария - первое чудо Нового Завета

В общем, византийцам оставалось ждать только чуда — или готовиться к печальной участи жителей взятого приступом города. И тут, во время церковной службы, когда храм был переполнен почти что разуверившимися в возможности избавления людьми — св. Андрей Юродивый с учеником увидели невероятное. Под сводами церкви появилась сама Пресвятая Богородица, вместе с пророком Иоанном Крестителем и апостолом Иоанном Богословом в окружении целого сонма других святых и ангелов. Со скорбью и жалостью посмотрела она на собравшихся и стала горячо молиться своему Сыну и Богу о помощи для них. А затем сняла со своей главы платок ("омофор"), сияющий ярче солнца — и распростерла его над верующими.

А на следующее утро случилось другое чудо — к Константинополю внезапно подошли подкрепления, сами горожане и гарнизон воспрянули духом — и вражеская осада была снята. А жители счастливо избежали ужасов грабежа и убийства.

Интересно, что празднование, установленное в честь этого события, продержалось в самой Византии недолго. Однако дряхлеющая империя словно передала эстафету своей нарождающейся наследнице — Руси. Один из самых ее влиятельных князей, Андрей Боголюбский, читая в 1164 году житие св. Андрея Юродивого, был впечатлен описанным выше эпизодом с явлением Богородицы. И тут же приложил все усилия для его всемерного почитания. Уже спустя год князем была построена замечательная церковь Покрова на Нерли, ныне входящая в перечень архитектурных памятников мирового значения.

Да и русская церковь благожелательно отнеслась к инициативе боголюбивого властителя — и постановила отдавать празднику заслуженные почести. Ныне в РПЦ он хотя и не относится к "двунадесятым", наиболее торжественным (таким, как, скажем, Рождество Христа или Богородицы) — но все равно считается "великим". А многие элементы богослужения прямо заимствованы как раз из двунадесятых богородичных праздников. Да и отмечается Покров неукоснительно — даже в самых "ленивых" приходах, на какой день недели он бы не выпал.

Однако самой по себе церковной санкции недостаточно для действительно народного почитания. Например, великих святых довольно много — но мало кто из них может сравниться с трепетной всенародной любовью ко свт. Николаю Чудотворцу, великомученику Георгию Победоносцу, мученику и целителю Пантелеймону, великомученице Варваре и некоторым другими избранникам Божьим.

Так и 14 октября пользуется особым авторитетом. Не только потому, что с этого дня, после полного окончания полевых работ, в деревнях начинали играть свадьбы. А на Руси тогда же часто выпадал первый снег — что нашло отражение в пословице "Богородица всю землю накрыла своим покровом".

Главное содержание этого праздника — в другом. Православные люди в большинстве своем отлично осознают, что несмотря на хождение в церковь, дела милосердия, частые исповеди и причащения, они все равно не могут сразу избавиться от множества грехов. Причем не обязательно злых поступков — но и простой недостаточной способности к любви, милосердию, утешению своих ближних. Да в общем-то в мире сем, стоящем на началах социального дарвинизма с его борьбой за существование и "войной всех против всех" (как говорил английский философ Джон Гоббс) быть праведником очень сложно. Недаром многие будущие святые уходили от мира в пустыни и монастыри, чтобы не уподобляться объекту меткой народной поговорки "среди грязи живешь — поневоле измажешься".

Между тем, грех — это смертельная болезнь бытия, пусть воздаяние за него является не проявлением "мстительности" со стороны Бога, а просто закономерным порядком вещей. "Каким судом вы судите — таким и вас судить будут", "взявший меч — от меча и погибнет" и другие важные места Св. Писания не оставляют сомнений в участи "возлюбивших грех" и тех, кто не может от него избавиться, несмотря на попытки к покаянию.

Конечно, и для самых страшных грешников всегда есть надежда не бесконечное милосердие Божье. Но Господь в христианстве — не только бесплотный Дух и источник всякой Любви и Бытия. После Боговоплощения мы узнали Его, как богочеловека Иисуса Христа, взявшего на себя, при все своем универсализме, мужскую сущность.

Поэтому неудивительно, что многие верующие относятся к Спасителю с любовью — но все же и с определенной опаской. Мировая культура учит, что мужчинам более свойственно сперва чувство справедливости, и только потом — милосердия. Вспомним хотя бы "я тебя породил — я тебя и убью" бессмертной повести "Тарас Бульба"

А вот к матери относятся по-другому. Даже завсегдатаи "мест, не столь отдаленных", для которых все женщины обычно не лучше проститутки, продолжают воспевать материнскую любовь. Потому что знают — что бы не случилось с непутевым сыном, мама будет любить его и никогда не поступит, как герой повести Гоголя.

Вися на Кресте, Христос усыновил Деве Марии апостола Иоанна Богослова — а в его лице всех людей, благодаря чему Богородица в каком-то смысле стала нашей общей приемной, матерью. Вот и обращаются к ней за помощью тогда, когда воззвать к Ее Сыну уже не позволяет собственная нечистая совесть.

Суть праздника Покрова выглядит квинтэссенцией такой роли Пречистой Девы. Об этом повествуют практически все песнопения этого дня. Приведем лишь некоторые из них.

— Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуйа.

Далее в Акафисте Покрову кратко перечисляются главные беды, от которых может избавить заступничество Богоматери.

— Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая; радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая…

А сам сияющий омофор святые отцы, комментирующие богословский смысл праздника Покрова, сравнивают и с водой, скрывающей на земле рытвины и мусор, и с туманом, в котором хищники не могут найти своих жертв, и со щитом, от которого отскакивают стрелы наших врагов.

Например, свт. Димитрий Ростовский, автор самого полного собрания Житий Святых, пишет так:

— Она (Богородица) скрывает нас от ловцов. Мы же, грешные, согласно рассуждению св. Иоанна Златоуста, по своему бесчеловечию — скоты и звери: мы угождаем чреву как медведи, — утолщаем плоть как лошаки, злопамятны как верблюды, занимаемся хищением как волки, гневаемся как змии, жалим как скорпионы, коварны как лисица, носим в себе яд злобы как ехидна. Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы: постигает нас праведный гнев Божий, наказывая за дурные начинания, — по слову: "Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!" (Пс.93:1). Постигают нас и беззакония наши, так что каждый из нас может сказать: "постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу"

Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас, — Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем к Ней прибегаем; под Ее покровом, и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрой нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: "в день зол наших покрой нас!".

Читайте также: К чему Богородице быть феминисткой?

Так что, когда на душе тяжело, когда житейские невзгоды и нападения врагов терпеть уже невозможно, когда выхода не видно — не только в праздник Покрова, но в любой день скорби каждый человек, независимо от множества своих грехов, может воззвать из глубины сердца: "Царица Небесная, покрый нас от всякого зла честным своим омофором!".

И Та, "престол которой шире небес", без сомнения, поспешит с благодатной помощью ко всякому, просящему Ее заступления…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Покров Пресвятой Богородицы
Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Названа причина аварии после пуска с космодрома "Восточный"
BBC: Британия вслед за США попалась на финансировании террористов
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Как быстро очистить машину от снега
В Варшаве объяснили, что означает жизнь без Украины
"Нафтогаз" призвал США сорвать "Северный поток-2"
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Названа главная причина развития слабоумия
Названа главная причина развития слабоумия
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Не читал, но осуждаю: в чем проблема Конституции РФ
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Не читал, но осуждаю: в чем проблема Конституции РФ
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры