29 июля в Норвегии вспоминают Олафа ІІ Харальдссона, короля и святого

Олаф: вечный король и покровитель Норвегии

Святой король Олаф ІІ Харальдссон — один из величайших дораскольных святых, особо почитаемых в Западной Европе. Читая житие бывшего викинга-пирата и благословенного Богом просветителя Норвегии, чья память празднуется на его родине 29 июля, поражаешься схожести с историями славянских подвижников. В частности, с судьбой святого равноапостольного князя Владимира. Он также был одним из самых жестоких вождей-язычников своего народа, но пришел ко Христу — причем путем самостоятельных, сложных и долгих поисков. Любили Олафа в Норвегии не меньше, чем на Руси нашего родного князя Красное Солнышко.

Как и внук святой княгини Ольги, норвежец Олаф был мудр и одновременно прост. Когда один из воинов сказал ему: "Теперь я хочу верить в Вас, конунг", святой государь смиренно заметил: "Если ты хочешь верить в меня, то должен поверить и в то, чему я тебя научу. Ты должен поверить, что Иисус Христос создал небо и землю, и всех людей, и что к Нему идут после смерти все добрые и праведные люди". Вспоминаются слова Святого Евангелия: "Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем" (Ин. 7:18)…

Король-подвижник родился в 995 году. Описывая его в юности, автор саги об Олафе Святом не скупится на приятные эпитеты:

- Олаф, сын Харальда, был невысок, коренаст и силен. Волосы у него были русые, лицо широкое и румяное, кожа белая, глаза очень красивые, взгляд острый, и страшно было смотреть ему в глаза, когда он гневался. Олаф владел очень многими искусствами: хорошо стрелял из лука, отлично владел копьем, хорошо плавал. Он сам был искусен во всяких ремеслах и учил других. Его прозывали Олафом Толстым. Говорил он смело и красиво. Он рано стал умным и сильным, как настоящий мужчина. Все родичи и знакомые любили его. Он был упорен в играх и везде хотел быть первым, как ему и подобало по его знатности и происхождению.

Итак, уже в языческую пору жизни Господь выделил этого человека вниманием и любовью многих — тех, кого ему суждено было повести за собой…

Читайте также: Крещение Руси: от апостола Андрея к Владимиру

Юного Олафа манили воинские подвиги, поэтому он достаточно быстро стал своим среди морских "джентльменов удачи". И здесь его избранность проявила себя еще более удивительным образом. Священник Стефан Красовицкий в составленном им "Жизнеописании святого мученика Олафа, "вечного короля и покровителя Норвегии" описывает это так:

- Всемогущий Бог, Который знает наперед Своих избранных, наделил и душу этого пока еще язычника некоторыми особенными качествами, как бы залогом его будущего обращения в христианскую веру и его святости. В частности, он не боялся колдовства. В один из своих походов он вторгся в страну финнов. Финны славились умением ворожить, и к ним за подобными услугами приезжали и из других стран. И вот, как повествует сага, "…конунг потерял много людей, и многие были ранены. Конунг вернулся к кораблям вечером. Ночью финны вызвали колдовством непогоду, и на море поднялась буря. Конунг приказал поднять якорь и поставить паруса, и ночью поплыл против ветра вдоль берега, и, как потом это часто бывало, удача конунга была сильнее колдовства.

Пока он не знал, что это за удача. Довелось будущему святому повоевать и с христианами. Но, когда Олафу исполнилось 18 лет, он сам принял христианскую веру в Нормандии, был крещен в Руане и после этого жизнь отважного викинга повернула в другую сторону. Он выступил на стороне английского короля-изгнанника Этельреда и помог опальному монарху отвоевать законный трон. Будущий норвежский правитель обладал незаурядным военным талантом, который проявил, сражаясь против язычников-датчан. После воцарения Этельреда Олаф некоторое время нес оборону его страны на боевых кораблях. Но по прошествии нескольких лет Этельред умер, и после противостояния с его сыновьями английский престол занял датский король Кнут, христианин по вероисповеданию.

Христианская добродетель Олафа сперва будто бы сблизила его с датчанином, но позже их дружбе помешала… зависть. Кнут не мог простить боевому товарищу пророчества, данного Олафу через святого Зигфрида, просветителя Швеции, бывшего в то время английским епископом. Владыка никогда не начинал службу, пока не приходил норвежец, не оказывая подобной чести Кнуту.

Читайте также: Как страх ада привел к Реформации

До поры, до времени новый правитель терпел это, но однажды, в Великий Пост, все-таки спросил: "Не ты ли этой зимой называл Олафа королем? По какому праву ты это делал? Ведь у него нет ни страны, ни короны".

Епископ ответил на это:

- Это правда, Ваше Величество, что здесь у него нет владений; нет на нем и золотой или серебряной короны. Но он избран и коронован Самим Господом, Царем царей, Всемогущим Богом. Он избран и коронован управлять страной, в которой он рожден. Итак, жребий этот ожидает его; он будет управлять своим королевством на благо и процветание своего народа, и принесет Господу Богу нашему достойный плод своего правления. Народ Норвегии, и не только Норвегии, но и все окружающие племена и вся Северная Земля будут вечно чтить и прославлять сей столп христианства, сей оплот христианской государственности, который вырвет с корнем все сорняки на поле и в винограднике Господнем, и посеет на их месте добрые семена Слова Божия. Семена эти взойдут и принесут плоды, так что всякий вкушающий их сам удостоится Царства Небесного в Доме Бога нашего Господа Иисуса Христа во веки веков.

Семя, посеянное в сердце Олафа, упало на тучную землю и дало многие всходы. Прежде всего. потому, что в своей нелегкой участи православного монарха, теснимого со всех сторон языческими князьями, он полагался не на себя, а на Бога. В этом похожи судьбы всех благоверных правителей.

Кстати, до места правления святого короля проводил сам епископ Зигфрид. Сага повествует:

- Тот остров, где они сошли на берег, называется Сэла и расположен недалеко от мыса Стад. Конунг сказал тогда, что в счастливый день они прибыли в Норвегию, потому что они пристали именно к Сэле, в этом он увидел хорошее предзнаменование (cэла по-исландски "счастье"). Когда они сходили на берег, конунг ступил ногой на глину, поскользнулся и упал на колено. Конунг сказал:

Я упал.

Епископ тогда промолвил:

Ты не упал, конунг, ты прочно встал на землю этой страны.

Конунг усмехнулся и сказал:

Пусть будет так, если это угодно Господу.

Господу было угодно многое. И победы Олафа над многочисленными врагами, и его миссионерская деятельность, и удивительная милость к недругам, и — самое главное — чудеса, совершаемые через мощи святого после его мученической кончины от рук взбунтовавшихся землевладельцев-бондов при Стиклестаде 29 июля 1030 года.

Читайте также: Невская битва: княжий меч за правду

Норвежские воины XI века потеряли в этом бою любимого командира, но небесная армия приобрела еще одного отважного воина, стоящего перед Божиим Престолом. Поэтому могила святого Олафа под спудом в соборе города Нидарос (ныне Тронхейм — Trondheim) стала одним из крупнейших центров паломничества Скандинавии. Сюда едут христиане и со всего мира — просить о молитве перед Творцом угодника Божия, великого короля, покровителя норвежского народа и заступника всех, кто только его призовет…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Виктория Матвеева
Виктория Матвеева — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру.
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить