Буддизм - единственная неавраамическая религия из мировых

Буддизм - путь или "страшилка" для Запада?

Из религий, заслуживших право именоваться мировыми, буддизм — единственная неавраамическая. Если сравнивать веры между собой, то видишь: христианство и ислам — быть может, и не похожи, но не чужды друг другу. А вот буддизм от них бесконечно далек и бесконечно чужд во всем: от философии до такого абстрактного понятия, как атмосфера или дух.

Британский писатель Честертон эту чуждость, со свойственной ему афористичностью, выразил так: "В небесах Востока страшнее, чем в преисподней Запада". В самом деле — что может западным человеком восприниматься с большим страхом и отвращением, чем потеря собственной индивидуальности? А для буддиста — это вожделенная цель, путеводная звезда, на стремлении к которой (по идее) должно строиться все его существование.

Впрочем, слово "вожделенный" здесь не вполне уместно, поскольку в буддийской традиции одной из основных причин непрекращающихся страданий человека и являются испытываемые им желания. Человек страдает потому, что не может получить всего, чего желает; и даже, получив желаемое, он страдает, поскольку опасается, что может это потерять. Стало быть, единственный способ надежно избавиться от страданий — достичь полного равнодушия, отсутствия желаний, эмоций, чувств и стремлений.

Читайте также: Буддизм: как бороться с ущербностью жизни?

Если же смотреть еще более глубоко, то причиной страданий является "заблуждение человека о самом себе", говоря попросту — ошибочная вера в то, что человек наделен бессмертной душой и индивидуальностью. Казалось бы, идея о несуществовании души (в буддизме называемая "анатман" — "не-Я" в противовес индуистскому "атману" — "душе") довольно плохо сочетается с идеей перевоплощения — если нет души, то что, собственно, перевоплощается?

Тем не менее, буддистская традиция дает свой ответ на этот вопрос: оказывается, человеческая личность — это иллюзия, а то, что перевоплощается — это всего лишь последовательность воспроизводящих друг друга состояний, каждое из которых сохраняет черты всех остальных, но не идентично им. Каждое предыдущее состояние является причиной последующего, точно так же, как последний момент одной жизни является причиной первого момента жизни последующей.

По большому счету, пресловутые "небеса Востока" — это состояние, когда человеческое сознание избавляется от иллюзии своей индивидуальности. Впрочем, на тему того, чем же является столь истрепанное всеми понятие "нирваны", среди буддистов единодушия нет; как правило, писания на эту тему отличаются размытостью и склонностью к апофатическому подходу.

В современном буддизме можно выделить три основных направления, два из которых — Махаяна ("великая колесница") и Тхеравада ("учение старцев") — обычно противопоставляются друг другу. Здесь сразу стоит оговориться — Тхераваду нередко называли и называют Хинаяной ("малой колесницей"), однако это именование самими последователями этой школы воспринимается как оскорбительное, потому как придумано было махаянистами, обозначавшими путь, по которому идут к спасению их противники, как "малый" — то есть низкий и ущербный.

Читайте также: О нирване не знал сам Будда

Тхеравада, как можно догадаться из названия — это традиционалистское направление, гордящееся своим неизменным следованием всем первоначальным принципам буддизма. Более того, это — одна из восемнадцати первоначальных школ и единственная из них, сохранившаяся по сей день. Основным ее принципом является, вибхаджьявада, или аналитический подход к пути к спасению. Согласно этому принципу, человек должен, в первую очередь, полагаться на собственный опыт и анализ этого опыта, а не на слепую веру во что-то, сказанное другими. С другой стороны, Тхеравада уделяет большое внимание утверждению того, что человек должен следовать советам и указаниям мудрецов — из этих двух элементов и должен складываться путь к спасению.

Махаяна традиционно считается более "религиообразным" вариантом буддизма. Если ранний буддизм вовсе отрицает всякие намеки на почитание Будды как Бога, то Махаяна далеко не столь однозначна: будды и бодхисатвы (т.е., освободившиеся от колеса перерождений "существа с пробужденным сознанием") здесь являются объектами если не поклонения, то почитания. Ритуальная сторона также сложнее, чем в Тхераваде. Имеется и понятие, которое со стороны можно принять за единого Бога — Ади-Будда, изначальный Будда, по отношению к которому все прочие будды являются только проявлениями или формами.

Понятие Ади-Будды является основополагающим и для третьего основного течения буддизма — Ваджраяны, "алмазной колесницы", также известной как тантрический буддизм. В отличие от Тхеравады, здесь (впрочем, как и в Махаяне) главной целью человека считается не достижение просветления и освобожденного состояния нирваны, а становление Буддой — то есть достижение состояния Будды для того, чтобы помочь всем людям вырваться из колеса перерождений.

Этими тремя направлениями буддизм, впрочем, не исчерпывается. Имеются и другие школы, да и вышеперечисленные подразделяются на ряд более мелких движений, каждое со своими собственными традициями и особенностями, причем разница между ними порой столь существенна, что они больше напоминают разные религии, а не разновидности одной и той же.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Николай Бедарев
Николай Бедарев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *