Исследования мозга объясняют механизм наркотической зависимости

Зависимостям люди... обучаются

Психическая зависимость от наркотиков — явление для исследований интересное. Каждый нарколог может описать все стадии ее формирования, но никто не знает механизма ее возникновения. Но недавно американские ученые смогли узнать это на примере формирования кокаиновой зависимости. Выяснилось, что этот процесс на клеточном уровне похож на… обучение!

Давно известно, что зависимость от наркотических веществ бывает физическая и психическая. При первой наркотик как бы "встраивается" в обмен веществ человеческого организма, поэтому прекращение его приема обычно ведет к различным функциональным расстройствам — это те самые "ломка" или "бодун". А вот при психической зависимости такого проникновения наркотического вещества в естественные биохимические циклы наркомана не наблюдается — отмечается лишь навязчивое влечение к психоактивному веществу, поскольку без его приема человек не может достичь комфортного состояния.

Доказано, что физическую зависимость у человека вызывает алкоголь и опиоидные наркотики (героин, морфин), а остальные (марихуана, кокаин, амфетамины индольные галлюциногены) — только психическую (хотя есть подозрения, что некоторые из амфетаминов могут вызывать и физическую, но доказательств этому пока что нет). Интересно, что механизм порабощения наркомана "физическими" наркотиками уже досконально исследован, причем на молекулярно-биохимическом уровне, а вот про то, как именно формируется психическая зависимость от наркотического вещества, до сих пор практически ничего неизвестно. Совершенно очевидно, что наступление подобной зависимости должно сопровождаться каким-то изменениями на клеточном уровне, однако ученые долгое время таковых не находили.

Читайте также: От галлюциногенов мозг рассыпается

И вот недавно нейрофизиологи из Калифорнийского университета в Беркли (США), которыми руководила профессор Линда Уилбрехт наконец-то выяснили, как происходит процесс формирования данного типа зависимости. Ученые проводили опыты на лабораторных мышах — делали им кокаиновые инъекции, а после при помощи двухфотонного лазерного микроскопа наблюдали за изменениями, которые происходили в мышиных нервных клетках. В результате они выяснили, что после приема мышами наркотика в нейронах лобных долей их головного мозга в больших колличествах появлялись так называемые дендритные шипики — выросты на отростках-дендритах, образующиеся в месте будущего контакта с отростком другого нейрона.

Это весьма заинтересовало физиологов — известно, что дендритные шипики, и, соответственно, новые синапсы появляются у клеток в основном при обучении — для того, чтобы новые нейронные цепи запомнили свежую информацию. Ученые предположили, что это явно не спроста — возможно, кокаиновая зависимость образуется по той же схеме, то есть наркотик как бы "учит" мозг новой весьма нехорошей привычке. Для того, чтобы убедиться в этом, г-жа Уилбрехт и ее коллеги провели серию любопытных экспериментов.

Всех подопытных мышей поместили в искусственное убежище, разделенное на две комнаты, которые по-разному пахли и выглядели совершенно различно. Первым делом ученые выяснили, какой отсек клетки мышам нравится больше, после чего делали им инъекцию безвредного физраствора и оставляли на 15 минут в полюбившемся грызунам отсеке, предварительно перекрыв проход в другую комнату.

На следующий день хвостатым участникам эксперимента делали уже укол физраствора с кокаином, после чего запирали на те же 15 минут в "нелюбимый" отсек. Ну и наконец через день после всех этих "издевательств" подопытных мышей вновь помещали в это убежище — однако в этот раз проход между комнатами был открыт, поэтому животные могли свободно выбирать, где им сидеть. И как вы думаете, в какую из комнат первым делом направились грызуны-наркоманы? Правильно, в "нелюбимую", ведь именно там их держали после кокаиновой инъекции. Доктор Уилбрехт даже пошутила: в данном случае поведение мышей можно сравнить с таковым наркомана из человеческого племени, когда он, измученный отсутствием кокаина идет в то место, где обычно тусуется его драгдиллер.

Читайте также: Наркоманию можно передать по наследству

Тем не менее, хоть доля шутки в этой шутки без сомнения, имеется, нельзя не признать, что результаты данного эксперимента напрямую коррелируют с феноменом с появлением новых дендритных шипиков в нейронах лобных долей коры после принятие кокаина. Таким образом, данный наркотик действительно "обучает" мозг зависимости от себя любимого. Причем, судя по всему, подобное "обучение" отбирает у главного нервного центра ресурсы на запоминание более полезной для организма информации. Иными словами, мозг может быть и рад был бы запомнить что-нибудь еще, однако формирование новых синапсов ушло исключительно на то, чтобы запечатлеть в памяти приятные ощущения, связанные с приемом кокаина. Именно поэтому-то в эксперименте мыши полностью забыли о том, в какой комнате убежища им больше нравилось сидеть до приема кокаина.

Ученые полагают, что подобным образом может формироваться любая психическая зависимость (в том числе и та, что возникает не от приема наркотиков, а, например, от компьютерных игр), и не только у мышей. По их мнению, при возникновении тяги к кокаину у людей может работать аналогичный механизм. Впрочем, это надо уже проверять непосредственно на мозге представителей рода человеческого…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *
Обсудить