Михаил Делягин: у военных украдут миллиард

За колоссальное количество несообразностей триумфально принятый Госдумой в первом чтении бюджет-2001 прозван думскими острословами «комедией ошибок». Достаточно указать, что сам бюджет и его неотъемлемая часть - распределение трансфертов между регионами - основаны на двух совершенно разных прогнозах социально-экономического развития России, разница между которыми по отдельным регионам превышает 1,5 раза.

Однако пока депутаты не столько к исправляют, сколько усугубляют несуразности, заложенные в бюджет правительством. Пример - рассмотрение военного бюджета Комитетом по обороне, увенчавшееся появлением документа под № 3.14-1755 от 12 октября 2000 года «Предложения... в проект постановления Государственной Думы о принятии закона о федеральном бюджете во втором чтении».

Отсутствие буквы «с» в номере - признак несекретности документа. Однако он содержит ряд положений, которые, исходя из степени закрытости проекта бюджета, должны бы быть секретными. Нет уверенности, что широкой публике так уж необходимо знать точное число выведенных из боевого состава атомных подлодок, из которых необходимо выгрузить реакторы, и стоимость такой операции. В любом случае, каким бы - разумным или неразумным - ни был бы уровень секретности, ясно, что он должен быть одинаковым как для бюджета, так и для документов, посвященных его обсуждению. Это азбука обеспечения информационной безопасности.

Комитет Госдумы по обороне под руководством генерала (!) А.И.Николаева не просто нарушил это естественное правило, но и широко распространил подготовленный им документ, раздавая его всем интересующимся. В результате он попал, в частности, потрясенным журналистам СМИ стран - членов НАТО, живо заинтересовавшихся им и пытавшихся получить комментарии (в том числе по поводу «нового витка гласности и открытости в путинской России») у шокированных военных экспертов.

Если это и открытость, то открытость по-бакатински.

Впрочем, как и всякая открытость, она позволяет по-новому взглянуть на приоритеты государства - и по-новому изумиться.

Документ начинается с указания на нехватку «для финансирования работ по ликвидации и утилизации вооружений», включая «выгрузку реакторов из (точное число) выведенных из боевого состава АПЛ» суммы менее 4 млрд.руб.. При этом Комитет по обороне - надо отдать должное - поймал правительство и Минфин за руку, уличив их в необоснованном включении в раздел «Национальная оборона» 12,6 млрд.руб. «из других разделов бюджета, …не относящихся к решению задачи обеспечения обороны страны». Соответственно, депутаты добились от правительства восполнения этой суммы, то есть направления на оборону дополнительно 12,6 млрд.руб..

Казалось, вопрос ясен - этих денег с лихвой хватит на ликвидацию и утилизацию вооружений, включая ядерную безопасность. Но ни один рубль, «выбитый» Комитетом по обороне из правительства, не направлен на эти нужды, чудовищное недофинансирование которых выявлено тем же самым комитетом! И ни один рубль не будет направлен на эти цели из 10 млрд.руб., выделяемы на оборону из «возможных дополнительных доходов бюджета»!

Может быть, такое пренебрежение Комитета по обороне к его собственным выкладкам вызвано расходами на более важные цели, чем ядерная безопасность? В конце концов, в частных беседах члены комитета жалуются на нехватку средств на развитие армии, - на закупку вооружений и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Они приводят в пример развитые страны, в частности, США, где на развитие идет около 70, а на текущие нужды - лишь около 30% военных расходов. У нас пропорция противоположная: на развитие идет менее 20%, а на текущие расходы - более 80%. В результате армия не имеет техники и стремительно утрачивает боеспособность.

С учетом этого логично ждать направления дополнительных 12,6 млрд.руб. прежде всего на закупку вооружений и НИОКР. Но логика не для Госдумы: 84% дополнительных средств депутаты направляют на текущие расходы, и лишь 2 млрд.руб. - на закупку вооружений. Финансировать НИОКР не планируется вообще. В результате дополнительные средства, выделенные на оборону, не исправляют, а, напротив, усугубляют перекос в пользу текущих расходов.

Интересно, что эти расходы наиболее криминогенны. По оценкам военных экспертов, неоправданно расходуемые деньги, которые в итоге будут украдены, в первую очередь из-за отсутствия точных данных о численности военнослужащих (в том числе сверх штатов, в том числе гражданского персонала) и задержках выплат, составляют до 10% общего объема средств, выделяемых на выплаты личному составу. Доля средств, расхищаемых при закупке ГСМ, вещевого имущества и продовольствия (именно на эти цели Комитет Госдумы по обороне направляет основную часть дополнительных средств), при сегодняшней слабости контроля намного выше - около 30%.

В результате в 2001 году у вооруженных сил России, по самым консервативным оценкам, будет украдено намного более 1 млрд. долл.. Основная часть этих денег пойдет не мелким жуликам, а на укрепление и развитие мощных мафиозных структур, выросших на бюджетном финансировании армии и сопоставимых по своей влиятельности с пресловутыми олигархами. Возможно, именно их лоббистской деятельностью вызвано странное поведение Комитета по обороне, члены которого, говоря о необходимости роста расходов на закупку вооружений и НИОКР, на деле направляют дополнительные доходы на наращивание текущего потребления.

Правда, их рекомендации содержат пункт, по которым в случае получения федеральным бюджетом дополнительных доходов 10 млрд.руб. из них должно пойти на развитие армии: свыше 7,5 млрд.руб. - на закупки вооружений и менее 2,5 млрд. - на НИОКР.

Однако это - тонкая насмешка профессионалов над дилетантами. Дело в том, что производство сложных видов вооружения - дело долгое и потому требующее авансирования. Скажем, чтобы в 2001 году произвести ракеты «Тополь-М», авансирование в размере не менее трети (а по-хорошему - 45%) их стоимости должно быть произведено в феврале - в противном случае рабочие будут переброшены на другие программы. А дополнительные доходы бюджета, необходимые для этих выплат, появятся дай бог в мае. В результате Комитет по обороне планирует выделить деньги на развитие армии тогда, когда их гарантированно нельзя будет разумно использовать - и значительная их часть опять «ухнет» в текущие расходы или вообще не достанется военным.

Интересна и оборонная политика правительства, судя по документам, поддерживаемая Комитетом по обороне и напоминающая знаменитое «ни мира, ни войны, а армию распустить» Троцкого. Рассмотрим ее на примере упомянутых выше ракет.

В экономической теории есть понятие «точка безубыточности» - минимальный объем производства, при котором оно себя окупает. Реформа ВПК в России добавили к нему качественно новое понятие - «точка сохранения кооперационных связей», минимальный объем производства, при котором поставщики и смежники не разрывают сотрудничество с конечным производителем того или иного изделия.

Грубо говоря, можно приказать директору завода отказываться от выгодных заказов на нефтегазовое оборудование и резервировать мощности под производство ракет. Можно даже приказать директору производить ракеты себе в убыток, - но никто и никогда не сможет добиться этого от сотен поставщиков, без каждого из которых производство невозможно в принципе.

Вице-премьер Клебанов публично пообещал производителям «Тополя-М» увеличить госзаказ до 6 ракет в год. По сравнению с сегодняшним производством это значительный рост. Однако этопримерно в 3,5 раза меньше, чем нужно для окупаемости производства и в 2 раза меньше, чем нужно для сохранения кооперационных связей.

Таким образом, намеченный рост госзаказа недостаточен, чтобы остановить процесс разрушения производства. Через 2-3 года Россия сможет выделять на это любые деньги, но ракет не получит - их будет просто физически невозможно производить! Возникает вопрос: стоит ли тратить деньги, омертвлять ресурсы, лишать завод прибыли (а зарезервированные под ракеты мощности - это упущенная прибыль), чтобы все равно уничтожить отрасль через 2-3 года?

По договору об СНВ-2 Россия должна снимать с вооружения тяжелые ракеты СС-18. Предполагалось, что «Сатану» будут замещать дешевыми и эффективными ракетами «Тополь-М». Для решения этой задачи достаточна ничтожная часть дополнительных расходов на оборону - тех самых 12,6 млрд.руб..

Однако правительство и николаевский Комитет Госдумы по обороне делают все, чтобы сохранить сегодняшнее положение, когда темп снятия с вооружения «Сатаны» в 10 (десять!!) раз превышает скорость его замещения модернизированными «Тополями».

Схожая ситуация практически со всеми видами сложных вооружений: самолетами и вертолетами, кораблями и подлодками. И даже ситуация, при которой некоторые из видов этого оружия останутся у нас и через несколько лет, не должна радовать, - например, останутся подлодки со стратегическими ракетами, но не будет самих этих ракет, которые уже не производятся. В космической сфере буквально на последнем издыхании находятся разведка, связь, навигация, предупреждение о нападении. Их даже не предполагается поддерживать в работоспособном состоянии. В бюджет-2001 прямо заложен срыв обязательств России по программе строительства Международной космической станции.

Не проще ли раз и навсегда решить, нужно нам оружие и, в частности, стратегические ядерные силы или нет, - и дальше действовать в соответствии с этим решением? «И да будет слово ваше понятно: да - да, нет - нет». Если нам нужно единственное средство, еще удерживающее нас в числе мировых держав, способных отстаивать свои права и интересы в условиях небывалого ужесточения мировой конкуренции, - нужно производить его хотя бы в масштабах, позволяющих сохранить производство. Никто не говорит о прибыльности, но говорить о сохранении армии и обороноспособности без достижения «точки сохранения кооперационных связей» нельзя. Деньги для этого нужны небольшие, которые есть всегда - даже без учета фантастического притока нефтедолларов.

Если же мы считаем себя даже не банановой, а «картофельной» республикой, «Верхней Вольтой без ракет», - тогда нужно прямо заявить об этом, перестать тратить деньги на визиты «самого высокопоставленного чиновника страны» на международные тусовки и, соответственно, объявить о прекращении финансирования ВПК. Так будет по крайней мере, как говорят наши дефолтмахеры, «честно».

И надо определиться, нужна ли нам вообще армия. Ведь через 3-4 года по чисто демографическим причинам начнется лавинообразное сокращение количества призывников. Если армию не перевести на профессиональную основу до того времени, она просто обезлюдеет и исчезнет уже не в переносном, а в прямом смысле слова, - и Россия, вовлеченная как минимум в один вооруженный конфликт (в Чечне) останется полностью беззащитной.

«Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Впрочем, последовательная политика реформаторов и даже заявления некоторых из них доказывают, что они ничего не имеют против такого исхода.

АНАТОЛИЙ БАРАНОВ, АНТОН СУРИКОВ: ШИИТЫ КАВКАЗА, ТАЛИБЫ ГОНДУРАСА

КОРМИТЬ НЕЛЬЗЯ ОДЕТЬ

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить