Топливо будет дорожать вопреки здравому смыслу

В том, что бензин будет продолжать дорожать, мало кто сомневался. Другое дело, что такие оправдания нефтяников, как внутренняя инфляция и рост мировых цен на нефть, видятся все менее правдоподобными. Особенно после заявлений о том, что продавать нефть внутри страны чуть ли не в два раза выгоднее, чем экспортировать её за рубеж. Впрочем, игроки рынка во всех проблемах обвиняют неразумное налогообложение.

Цены на автомобильных заправках хором начнут повышаться в конце зимы – начиная с февраля, уверены эксперты Московской топливной ассоциации (МТА). Всего же бензин подорожает не более чем на 10%, заявил на пресс-конференции в медиа-центре "Известий" вице-президент МТА Алексей Небольсин. Отметим, это на несколько процентов выше официального прогноза по инфляции на 2006-й год.

Читайте также: Продавцы или потребители нефти - кто будет править миром?

К осени цены на разные марки бензина с такой динамикой поднимутся на 1,5-2 рубля, прогнозируют в МТА. Непредсказуемо "скакать" будут только цены на солярку. По оценке Небольсина, дизельное топливо в столице уже в ближайшие дни подорожает на 4-5%, и цена на него таким образом достигнет 17.5-18 рублей. К весне, по мере снижения спроса на дизельное топливо, будут снижаться цены. Или, по крайней мере, заморозятся на достигнутом уровне.

Итак, картина нарисована если и не радостная, то приемлемая. 10 процентов роста – это меньше, чем 11-процентное удорожание топлива в прошлом году, и уж куда терпимей, чем взлет стоимости автомобильного топлива на треть, как это уже было в 2004 году.

Правда, заявленные цифры по удорожанию топлива удастся выдержать, лишь "если не будет никаких катаклизмов ". Эта оговорка Алексея Небольсина несколько настораживает: если говорить о рынке нефти, то весь прошлый год состоял из катаклизмов.

Впрочем, и без каких-либо бурь на мировых рынках и внутри страны (экстремально холодный январь – не в счет) цены на бензин за вторую половину января уже выросли на 6-15%. Автовладельцам не стоит пугаться – речь идет об оптовых ценах. Впрочем, за ними, как правило, подтягиваются цены розничные. Последним есть куда расти – ведь они с конца сентября почти не менялись.

Тому есть несколько иное обоснование, кроме широко разрекламированного "моратория" на увеличение цен на топливо, к которому в прошлом году призывало правительство( о моратории читайте подробнее здесь... ). Дело в том, что, по данным МТА, с октября и до конца года оптовые цены снижались в силу сезонного фактора.

Пресловутый "мораторий" стал сегодня пустым звуком. Даже если его продолжат придерживаться крупные компании, то независимые розничные продавцы (коих большинство по крайней мере в Москве) будут вынуждены поднять отпускные цены из-за удорожания опта.

На фоне постоянно растущих цен на бензин, аргументированных мировой конъюнктурой, издевательством выглядят победные рапорты нефтяников о том, что переработка нефти на российских НПЗ сегодня выгоднее, чем её экспорт.

В частности, это утверждали на прошлой недели представители " ЛУКОЙЛа ". "Если средняя цена (чистая маржа от реализации за вычетом всех налогов и транспортных расходов) размещения нефти по экспорту составляет для нас $130-140 на тонну, то при размещении на наших НПЗ эта цифра составляет $230-250 на тонну", - заявил вице-президент компании Леонид Федун.

Ситуация сложилась анекдотичная: продавать за рубеж нефть по мировым ценам странам, чьи экономики мы явно не собираемся субсидировать, почти в два раза менее выгодно, чем продавать внутри страны, свой экономике и своим гражданам. Впрочем, размышления об этике в современной российской бизнес-среде бессмысленны.

К тому же бизнес недвусмысленно указывает на виновника подобной ситуации – государство. В частности, если нефть выгоднее продавать в России, то продукцию из "черного золота" лучше реализовывать за рубежом, "поскольку на сегодняшний день на нефтепродукты экспортная пошлина на 30% ниже, чем на нефть", - отмечает вице-президент "ЛУКОЙЛа".

А по мнению Евгения Аркуши, президента Российского топливного союза, без отказа от привязывания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке к ценам на внешнем рынке, что практикуется при расчете налогов и сборов с нефтяников, "рост цен в пределах инфляции удержать не удастся".

Отдел экономики

Обсудить