Строительство дороги БАМ-2

В Сибири и на Дальнем Востоке построят БАМ-2

Минтранс одобрил планы ОАО "РЖД" по реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Монополия просит у правительства 1 триллион рублей на выполнение работ в период до 2020 года. Реконструкция БАМа уже осуществляется, однако этого не хватит для транспортного обеспечения сырьевых проектов Сибири и Дальнего Востока, в один голос убеждают РЖД и Минтранс.

В 2011 году на увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры БАМ было направлено 80 миллионов рублей, которые были инвестированы в строительство двухпутных вставок и участков путей, а также разъездов. До конца года Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД, филиал ОАО "РЖД") направит на увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (БАМ) еще 310,8 миллиона рублей.

Минтранс уже направил в правительство предложения по бюджетному финансированию свыше 50 проектов на сумму более 1 триллионов рублей до 2020 года. В ведомстве убеждают, что главной проблемой развития региона к 2030 году станет ограничение пропускной способности БАМа в связи с разработкой новых месторождений угля и руды в Якутии, а также в связи с развитием портовой инфраструктуры в Хабаровском крае и других портов Северного морского пути.

У правительства есть планы строительства на Дальнем Востоке нового угольного порта. мощностью 20 миллионов тонн в год. Начнется оно не раньше 2013 года и Минтранс увязывает начало строительства с реконструкцией БАМа, в частности, завершением работ в Кузнецовском тоннеле. Идея нового угольного порта связана с планами переориентации угольного экспорта РФ с европейского направления в азиатские регионы. В ЕС спрос на российский уголь упал, губернаторы сырьевых регионов намерены развернуть потоки в азиатском направлении.

Читайте также: "Сапсаны" сошлют в Сибирь

При этом перспективы будущей хозяйственной деятельности на территории Сибири таковы, что представители исполнительной власти предлагают не просто реконструировать БАМ, но построить еще одну магистраль. В частности, в выделении средств РЖД заинтересована также корпорация "Мечел", реализующая проект Эльгинского угольного месторождения. Руководитель корпорации Игорь Зюзин просил главу правительства содействовать выделению на "расшивку" БАМа.

"Особенно сдерживает участок железной дороги Уссурийск-Хасан. Если мы этот вопрос не разошьем… Мы сейчас фактически перевозим уголь с Якутии через БАМ и на Транссиб в порт Посьет. Если этот участок дороги не будет расшит, до 2014 года нам требуется до 15 млн т пропускной способности получить. Просьба включить эти затраты в инвестиционную программу РЖД — существенно поможет, а то получается, что инвестиции сделаны в развитие добычи и в развитие портовой инфраструктуры, а мы, так сказать, здесь заткнёмся", — убеждал Зюзин премьера.

По мнению полномочного представителя президентавДальневосточном федеральном округе, министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева, "модернизация БАМа не решит всех проблем, поэтому нужно решать проблему кардинально, а именно — строить второй путь"."По проекту, БАМ должен перевозить 12,6 млн т. Реконструкция, которая проводится сейчас, увеличит грузоперевозки до 24 млн т. Но необходимо перевозить 108 млн т. Модернизация БАМа не решит всех проблем, поэтому нужно решать проблему кардинально, а именно — строить второй путь", — отметил В. Ишаев на заседании государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

В РЖД существует проект Стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали на перспективу до 2020 года. Инвестиции оцениваются в 870 миллиардов рублей. Единственный минус — у РЖД нет денег на его реализацию. Как заявил глава РЖД Владимир Якунин, БАМу нужно 208 млрд, Транссибу — 83 млрд рублей. Общий объем необходимых инвестиций для развития Транссиба — 181 млрд рублей до 2020 года, на развитие БАМа — 737 млрд рублей.

Читайте также: РЖД отрекается от электричек

При этом РЖД рассчитывает на поддержку государства."Со своей стороны, за счет результатов деятельности мы уже сейчас до принятия каких-то судьбоносных решений по развитию этих магистралей ежегодно планируем вкладывать 15 миллиардов. Это означает, что до 2016 года мы сможем собрать 60 миллиардов рублей", — сказал Якунин, добавив, что при этом до 2016 года необходимо инвестировать на эти цели более 350 миллиардов рублей.

Минтранс назвал цифру в 863 миллиарда рублей на транспортную инфраструктуру Дальнего Востока до 2020 года, предлагая выделить 447 миллиардов рублей БАМу из федерального бюджета. В ведомстве отмечают, рост пропускной способности БАМа и осуществление проекта "Восточный-Находка" стоимостью 127 миллиардов рублей будет содействовать развитию портов в Приморском и Хабаровском краях. Привлекательность магаданского порта повысит строительство железнодорожной линии из Якутска в Магадан. В стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года работы по строительству железной дороги Якутск-Магадан планируется начать в 2016 году.

Оценивать аппетиты железнодорожников теперь предстоит правительству. БАМ-2 неплохо звучит и для реализации идеи вложений средств Пенсионного фонда в инфраструктурные облигации, которые обеспечат приток необходимых для столь масштабных проектов "длинных денег".

Напомним, что строительство БАМа, помимо выполнения дублирующей функции проходящего рядом с китайской границей и стратегически уязвимого Транссиба, ставило целью проложить путь через ряд расположенных в Сибири месторождений полезных ископаемых. Прокладка БАМа-2 имеет смысл при дальнейшем комплексном развитии новых территорий, добычных проектов и заселении сибирских просторов.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить