С 20 августа в СЗФО будут отменены 30 электричек

РЖД отрекается от электричек

РЖД вновь готовится отменить пригородные электрички в ряде регионов. С 20-х чисел августа будут отменены 30 поездов в СЗФО и полсотни электричек в Центральной России. А с 1 сентября сократится число электричек и маршрутов в Свердловской области. Это уже не первая попытка РЖД заставить регионы финансировать работу пригородных пассажирских компаний.

Поводом к активизации РЖД стало обещание премьера Дмитрия Медведева отменить дотации на пригородные перевозки из федерального бюджета. А в год на субсидии по пригородным перевозкам федеральный бюджет тратит немногим менее миллиарда долларов.

Уже с 20 августа в связи с критическим финансовым положением и угрозой ликвидации компании из-за убытков ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" отменила около 30 пригородных пассажирских поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелия. Оставшиеся электрички будут ходить реже и станут короче, сообщает пресс-служба РЖД. С 23 августа по той же причине ОАО "ППК "Черноземье" сократило 50 маршрутов пригородных поездов по территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, а также Пензенской и Саратовской областей.

Читайте также: РЖД казенных денег не хватает 

ОАО "Свердловская пригородная компания" с 1 сентября отменит шесть пригородных поездов, курсирующих в Курганскую область, которая не осуществляла вообще никаких платежей за транспортное обслуживание пассажиров". Рассматривается вариант уменьшения перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и республике Коми, которые обслуживает ОАО "Северная пригородная пассажирская компания".

Как отмечают в РЖД, монополия выполняет все договорные обязательства, предоставляет услуги по перевозкам пассажиров электричками. Однако пригородные пассажирские компании необходимых платежей не получают, накапливая тем самым задолженность за аренду и ремонт подвижного состава, выплату зарплаты локомотивным бригадам и т. д.

Договорные обязательства РЖД — это поддержание работоспособности железнодорожной инфраструктуры и сдача в аренду региональным пригородным пассажирским компаниями подвижного состава. В обмен РЖД получает деньги. Но не везде…

По итогам первого полугодия 2012 года совокупный убыток от пригородных железнодорожных перевозок составил около 4,6 миллиарда рублей. Как утверждает монополия, некомпенсированные потери от пригородных железнодорожных перевозок за 2011 год составили свыше 9 миллиардов.

Только 18 российских регионов из 73 полностью покрывают выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний: это Омская, Томская, Рязанская, Оренбургская, Сахалинская, Нижегородская, Астраханская, Московская области, города Москва и Санкт-Петербург, а также республики Удмуртская, Адыгея, Татарстан, Башкортостан, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Хабаровский край и Ханты-Мансийский автономный округ.

Отдельно можно отметить Свердловскую область, в бюджете которой на обеспечение пригородных железнодорожных перевозок выделен 1 миллиард рублей.

В то же время бюджеты Тверской, Вологодской, Ленинградской областей и Приморского края вообще не предусматривают компенсаций. Более 50 процентов выпадающих доходов компенсируют 18 регионов, а менее 50 процентов убытков пригородных компаний компенсируют 33 региона.

Несмотря на то, что пассажирооборот пригородного железнодорожного транспорта в регионах составляет от 5 до 30 процентов в общем пассажиропотоке, на железнодорожный транспорт выделяется лишь от 0,01 до 0,7 процента средств, предусмотренных по статьям "Транспорт" и "Дорожное хозяйство" в бюджетах этих субъектов Российской Федерации, отмечают в РЖД. И в самом деле, закатывать деньги в асфальт — традиционный бизнес местных бюрократов. С чего бы им делиться расходными статьями с ж/д монополией, которая и так себя неплохо чувствует?

Ссылаясь на данные Росстата, в РЖД указывают, что в 2011 году Белгородская область выделила на транспорт и дорожное хозяйство свыше 11 миллиардов рублей, из них на пригородные железнодорожные перевозки только 10,6 миллиона рублей (при потребности в 186,7 миллиона рублей).

Ссылка на Белгородчину появилась неслучайно. "Принципиальность" региональных властей и руководства монополии уже привели к некрасивому межгосударственному казусу. Возникли проблемы в железнодорожном сообщении между российским Белгородом и украинским Харьковом. Украинцы заблокировали движение поездов повышенной комфортности "Князь Владимир", курсирующих между ними, из-за отмены электричек, которые стоили дешевле и останавливались на промежуточных станциях.

По данным украинских чиновников, электрички были отменены из-за прекращения финансирования с российской стороны. Украина готова возобновить их движение в любой момент. Однако РЖД всерьез готовится выбить субсидии с госбюджета или пробить необходимый объем расходов в региональных бюджетах, и пауза явно затянется. Назвать это можно одним емким словом — бардак.

Власти регионов и пригородные компании спорят о прозрачности выставляемых ППК тарифов по аренде подвижного состава. В Северной пригородной пассажирской компании себестоимость 10 километров пути на одного пассажира оценивается в 37 рублей, при этом реальный тариф составляет 10 рублей. Но откуда высчитывается эта себестоимость, в регионах не понимают. А в ППК говорят о том, что все по-честному, и ссылаются на методику РЖД и ФСТ.

"Коммерсант", между тем, выяснил, что принцип формирования инфраструктурного тарифа для ППК также неясен. В ОАО РЖД утверждают, что он рассчитывается по методике ФСТ и зависит от количества электричек и частоты их курсирования. Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уточняет, что цифру просто "рисует Минтранс".

Это и понятно. Так как электрички в большинстве случаев ходят по тем же рельсам, что и более тяжелые грузовые поезда, поддержанием работоспособности этих путей бригады РЖД занимаются в любом случае. И просчитать, насколько именно электрички "убили" пути, практически невозможно.

Читайте также: Железные дороги требуют инвестиций

Впрочем, ППК платят всего 1 процент от инфраструктурного тарифа — разницу в 99 процентов компенсирует федеральный бюджет со своими ежегодно выделяемыми 25 миллиардами рублей. С таким "эффективным менеджментом" будет выделять и дальше…

Но обязанности компенсировать разницу в случае установления цен ниже себестоимости у регионов нет — закон "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ", по данным ОАО РЖД, до сих обсуждается правительством. Поэтому монополия заставить платить регионы не может. Остается только останавливать электрички по "техническим причинам" или просто банкротить ППК.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить