Иван Гончаров: три великие "О" и фрегат "Паллада"

Город Симбирск (сегодня – Ульяновск) дал нашему Отечеству немало известных сынов и дочерей. Один из них Иван Гончаров, произведения которого с годами, "как драгоценные вина", становятся все более привлекательными и изысканными. Сегодня великому писателю Земли русской 195 лет.

У каждого он – свой. Одних еще раз взволнует печальная история несостоявшегося человека – Ильи Обломова, других – драматическая любовная история "Обрыва", третьих – метаморфоза, случившаяся с Александром Адуевым и его дядюшкой в "Обыкновенной истории". Кстати, у последнего творения сегодня тоже юбилей: она была опубликована ровно 160 лет назад. Но Иван Гончаров прославился не только этими тремя великими "О".

Так получилось, что нашего героя рекомендовали в дипломатическую миссию вице-адмирала Путятина. Случилось это в 1852 году, т.е. 155 лет назад. 7 октября того же года фрегат "Паллада", в состав экипажа которого зачислили и Гончарова, вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. Все, что Гончаров видел во время путешествия, он записывал, а также излагал в письмах. На основании своих воспоминаний и писем к друзьям в Россию Итогом стала публикация путевых очерков Гончарова "Фрегат "Паллада". Для многих россиян эта книга стала первым знакомством с Японией. И снова юбилей: она вышла в 1857 году.

О Гончарове и при жизни, и после его смерти рассказывали много интересного. Например, А. М. Скабичевский в своих "Воспоминаниях о былом" пишет: "Литературный салон Майковых в сороковые и пятидесятые годы был средоточием именно литераторов, группировавшихся вокруг "Отечественных записок". Наибольший тон в этом салоне давал Гончаров, этот истый бюрократ и в своей жизни и в своих романах с их бюрократическими идеалами, Адуевым и Штольцем. В качестве учителя поэта Аполлона Майкова он, конечно, озаботился привить достаточное количество бюрократического яда в голову своего ученика".

А вот на жену Майкова, брата поэта и впоследствии соредактора "Современника", Екатерину Павловну, Гончаров произвел необыкновенно яркое впечатление. Она рассказывает: "Всесторонне образованный, глубоко начитанный в классической литературе, русской и западноевропейской, Гончаров стал читать в молодом кружке Майковых лекции по литературе. Это не были лекции в обычном смысле, а живая беседа, курс в образной и увлекательной форме".

Другой мемуарист пишет, что после издания "Обыкновенной истории" с Гончаровым произошло то же превращение, что и с Достоевским после выхода в свет его "Бедных людей". "Неожиданность успеха и похвалы Белинского вскружили ему голову. Но Гончаров научился управлять своими чувствами настолько, чтобы скрыть развившееся с годами болезненное самолюбие; этому отчасти помог и его "холодный" темперамент.

Внешне он продолжал казаться скромным, говорил мягко и вкрадчиво: "В течение многих лет, сколько мы его знали, никто из нас никогда не слыхал от Гончарова похвалы чужому произведению; когда в его присутствии хвалили что-нибудь явившееся в литературе, он обыкновенно отмалчивался".

Говоря об этом выдающемся писателе, нельзя не упомянуть о забавном эпизоде, случившемся во взаимоотношениях двух Иванов – Гончарова и Тургенева. Последнего общественное мнение обвинило чуть ли не в плагиате: в том, что при написании "Дворянского гнезда" он воспользовался сюжетом гончаровского "Обрыва". Для установления истины пришлось даже устраивать третейский литературный суд.

Но не это главное. Главное – в том, что, как утверждал герой "Обыкновенной истории" Саша Адуев, "Поэт заклеймен особенною печатью: в нем таится присутствие высшей силы". Наверное, благодаря присутствию этой высшей силы нам до сих пор так интересны эти великие "О" Ивана Гончарова.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить