Ситуацию в Косово характеризует повседневный Террор

 

Информационный бюллетень № 9
Посольство
Союзной Республики Югославии
г. Москва
12 мая 2000 года
__________________________________________________________

ПОЗИЦИИ СОЮЗНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА СР ЮГОСЛАВИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ВИЗИТА МИССИИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН

В связи с визитом Миссии Совета Безопасности ООН в СР Югославию и переговоров, состоявшихся в южном сербском крае Косово и Метохия (27-29 апреля с.г.), Союзное Правительство отмечает, что визит Миссии значительный, как первая попытка СБ непосредственно ознакомиться с драматичным положением в Косово и Метохии, в результате систематического нарушения резолюции 1244 (1999) и Военно-технического соглашения. Правительство приветствует тот факт, что члены Миссии – представители Российской Федерации и КНР посетили Белград, где они были приняты Президентом СРЮ Слободаном Милошевичем, и провели исчерпывающий обмен мнениями с Союзным министром иностранных дел Живадином Йовановичем и другими официальными представителями югославского Правительства. Миссия СБ встретилась в Приштине с председателем Комитета Союзного Правительства по сотрудничеству с Миссией ООН послом Станимиром Вукичевичем, председателем Временного Исполнительного Вече Зораном Анджелковичем и председателем Исполнительного совета Сербской национальной скупщины Косово и Метохии Велько Одаловичем. Это сделало возможным Миссии СБ подробно проинформироваться о реальном положении в Крае, а также о повторно заявленном требовании югославского Правительства начать процесс политического урегулирования в Крае, как неотъемлемой части Республики Сербии и СР Югославии. Членам Миссии был вручен весь набор официальных документов югославского Правительства.

Союзное Правительство констатирует, что у Миссии СБ была возможность ознакомления со всеми фактами, подтверждающими грубое и систематическое нарушение резолюции СБ 1244 (1999), сопровождающих ее документов и Военно-технического соглашения. Союзное Правительство, однако, пришло к выводу, что Доклад Миссии (S/2000/363), сделанный перед СБ 29 апреля с.г., особенно в заключительной части (IV), не отражает фактическое положение в Крае, а в одной части тенденциозно пытается отвести внимание от существенных проблем, прикрыть поведение МООНВАК и СДК(КФОР), в частности Б.Кушнера, которое противоречит слову и духу резолюции СБ 1244 (1999).

Ситуацию в Косово и Метохии характеризует повседневный террор, преступления, массовые нарушения прав человека и этническая чистка сербов, мусульман, цыган, горанцев, турок, египтян. Край превращен в рекрутский центр террористов, базу организованной международной преступности, контрабанды наркотиков, оружия, работорговли и отмывания денег. Главной причиной невыполнения и систематического нарушения резолюции СБ 1244 (1999), этнических чисток и непрекращающегося геноцида неалбанского населения Края является американская политика поддержки сепаратизма, терроризма и концепции “Великой Албании”. Действующая администрация США эту поддержку осуществляет через исполнителя Бернара Кушнера, террористическую так назв. “ОАК”, Х.Тачи, А.Чеку и других преступников. Налицо факт невыполнения своего мандата СДК и МООНВАК, они не показывают готовность его выполнять и напрямую в ответе за невыполнение и систематическое нарушение резолюции СБ 1244.

Союзное Правительство считает, что СБ, исходя из своей ответственности на основе Устава ООН, должен рассмотреть причины и установить ответственность за следующие последствия и факты: за 5000 терактов с момента приятия ответственности МООНВАК и СДК за положение в Крае, за более чем 1000 убитых и более 960 похищенных граждан, более 85 разрушенных средневековых религиозных объектов и памятников истории и культуры; за этническую чистку 350 тысяч сербов, мусульман, цыган, горанцев, турок, египтян и другого неалбанского населения; за нелегальное пересечение государственной границы СРЮ и пребывание в Крае более 250 тысяч иностранцев, преимущественно граждан Албании и Македонии. Провал Миссии СДК и МООНВАК защитить многэтнический, многоконфессиональный и многокультурный характер Косово и Метохии налицо.

Из-за всего вышеизложенного вполне необоснованной и неуместной является констатация в Докладе о якобы значительном продвижении в выполнении Резолюции СБ 1244 (1999). Террор и преступления, направленные в первую очередь на этническую чистку не сокращаются, а увеличиваются к оставшемуся неалбанскому населению.

Неприемлемо не упоминание в Докладе ежедневного терроризма, и ответственности за криминал и беззаконие, в то время как обуславливается и предотвращается возвращение изгнанных сербов, мусульман, цыган, горанцев, турок, египтян и другого неалбанского населения – и этим больше чем наглядно ободряются носители этнических чисток (пункт 28 Доклада). Очевидно, речь идет о проведении политики двойных стандартов, которой хотят насильственно изменить этническую структуру населения Края. Ту же цель преследует намерение провести регистрацию населения и организовать местные выборы, хотя для этого не существуют элементарные условия. Союзное Правительство подчеркивает, что выборы в Косово и Метохии не могут состояться до тех пор, пока не будут обеспечены условия для беспрепятственного и безопасного возвращения сербов и другого неалбанского населения, полная личная и имущественная безопасность и свобода движения всех граждан в Косово и Метохии, гарантированы права человека и выдворены все иностранные граждане, нелегально находящиеся в этом Крае, как это исходит из слова и духа резолюции СБ 1244 (1999). Выборы могут быть назначены, только после того, как будут установлены рамки и структура органов местных властей, которые избираются, и это должно стать результатом всеобъемлющего политического процесса при активном и полноправном участии официальных органов и институтов Республики Сербии и СР Югославии. Поддержка проведению переписи населения и местных выборов в описанных условиях означало бы ни что иное как попытку легализации этнических чисток, преступлений геноцида и угрозы суверенитета и территориальной целостности Республики Сербии и СР Югославии.

Кроме того, что уже несколько месяцев нелегально и без правовой процедуры содержит в заключении более 200 сербов, МООНВАК не обеспечила, чтобы МККК или какая-нибудь другая неправительственная организация посетила хоть одного из 960 граждан, взятых в заложники с момента прихода МООНВАК и СДК и оказала ему хотя бы основную гуманитарную помощь.

СРЮ в соответствии со своими международными обязательствами, обеспечила, чтобы в распоряжении представителей МККК были все данные и, чтобы они посетили всех членов “ОАК” и их пособников, которых за содеянные преступления судят или содержат в заключении на отбывании наказания, по окончании судебного процесса.

Союзное Правительство уделяет особое внимание вопросу пропавших лиц. За драму заложников, похищенных в присутствии СДК и МООНВАК членами “ОАК”, СДК и МООНВАК несут прямую ответственность, так как не выполнили обязательство из резолюции СБ 1244 о гарантировании безопасности, безопасной среды, законности и общественного мира и порядка. Террористическая “ОАК” продолжает с терроризмом и этническими чистками, что свидетельствует о том, что она не демилитаризована, не разоружена, и не расформирована, а защищена и действует под покровительством МООНВАК и СДК. Для решения этих вопросов не имеется недостаток ни институтов, ни сил, а энергичных мер – мер СБ по последовательному выполнению резолюции СБ 1244 (1999). Вместо американской и натовской политики и интересов, МООНВАК и СДК должны выполнять политику и позиции СБ, выраженную в резолюции СБ 1244 (1999).

Правительство оценивает, что Доклад Миссии СБ, несмотря на все недостатки, подтвердил обоснованность постоянных предупреждений СРЮ о том, что МООНВАК и СДК даже спустя одиннадцать месяцев после принятия резолюции СБ 1244 не выполнили ни одно из обязательств, доверенных им СБ.

МООНВАК и СДК не выполнили следующие самые важные обязательства из Резолюции СБ 1244 и Военно-технического соглашения:

- Полное и последовательное соблюдение положений о суверенитете и территориальной целостности Республики Сербии и СРЮ (ст.10 Преамбулы и п.8 Приложения 2 к Резолюции), которые систематически и предумышленно нарушаются главой МООНВАК Б.Кушнером и другими представителями МООНВАК и СДК, чем оказывается поддержка сепаратизма и терроризма, действуя против целей мира, стабильности и развития региона;

- В массовом порядке нарушаются основные права человека в отношении сербов, мусульман, цыган, горанцев, турок, египтян и другого неалбанского населения (опер. ст. 11j);

- Террористическая так назв. “ОАК” и другие вооруженные албанские банды не демилитаризованы, не разоружены, и не расформированы (опер. ст. 9b);

- Не обеспечены личная и имущественная безопасность и равноправие всех граждан, а также безопасная среда, что является основной предпосылкой для безопасного возвращения беженцев, перемещенных лиц и беспрепятственной доставки гуманитарной помощи (опер. ст. 9c);

- Не применяются законы и другие положения Республики Сербии и СРЮ, не существуют общественный мир и порядок (опер. ст. 9d), ни свобода передвижения граждан;

- Международные границы СРЮ с Албанией и Македонией не контролируются и не обеспечиваются (опер. ст. 9g);

- Необоснованно отказывается в возвращении представителей Войска Югославии и МВД в Косово и Метохию (опер. ст. 4, пп. 6 и 10 Приложения 2 к Резолюции и ст. 4 Военно-технического соглашения).

Правительство оценило, что систематическое нарушение резолюции СБ 1244 препятствует началу политического процесса урегулирования статуса Края в рамках Республики Сербии и СР Югославии (опер. ст. 11а).

Союзное Правительство, исходя из суверенных прав, гарантированных резолюцией СБ 1244 и сопровождающими ее документами, энергично требует от СБ ООН немедленного обеспечения строгого уважения всех положений Резолюции и сопровождающих ее документов, которыми гарантируются территориальная целостность и суверенитет на всей ее территории. Союзное Правительство настаивает на безусловном выполнении МООНВАК и СДК своего мандата, установленного Резолюцией, уважении суверенитета и территориальной целостности СР Югославии и Республики Сербии, и немедленном прекращении всех действий и поступков, которыми они нарушаются. Это в первую очередь подразумевает, в соответствии с резолюцией СБ 1244 (1999):

- создать безопасную среду для всех граждан в Косово и Метохии,

- пресекать энергичными мерами террор, запугивание и этнические чистки сербов и другого неалбанского населения,

- приступить без отлагательства к осуществлению свободного и безопасного возвращения изгнанных сербов и другого неалбанского населения,

- немедленно выдворить несколько сотен тысяч иностранных граждан, нелегально въехавших в Косово и Метохию,

- обеспечить полную свободу передвижения по всей территории Края и устранить имеющиеся гетто, концлагеря, блокады городов и населенных пунктов, в которых преимущественно проживают оставшиеся сербы,

- немедленно отменить нелегальные распоряжения и другие решения МООНВАК и СДК, которыми нарушаются суверенитет и территориальная целостность СР Югославии и Республики Сербии,

- обеспечить соблюдение действующих законов, функционирование единой экономической системы и общественных служб в соответствии с законами Республики Сербии и СР Югославии,

- вернуть законным владельцам все насильственно оккупированное частное, государственное и общественное имущество,

- обеспечить срочное и беспрепятственное возвращение представителей Войска Югославии и МВД в Край,

- обеспечить функционирование единого таможенного и пограничного режима, при безотлагательном возвращении югославских пограничных органов, таможни и паспортного контроля на государственную границу с Албанией и Македонией,

- обеспечить беспрепятственную доставку гуманитарной помощи,

- обеспечить нормальное функционирование образования, уважения автономии университета и других образовательных, культурных учреждений и СМИ на языках всех национальных общин,

- обеспечить полную защиту памятников сербского культурного наследия,

- без отлагательства привлечь к ответственности Б.Кушнера, вождей террористической “ОАК”, в первую очередь Х.Тачи и А.Чеку и всех других виновников тяжких преступлений, геноцида, этнических чисток и терактов,

- немедленно сменить и привлечь к ответственности Б.Кушнера, чьими систематическими нарушениями резолюции СБ 1244 произошли безмерные жертвы, человеческие страдания и материальный ущерб на глазах десятков тысяч международных представителей СДК и МООНВАК, из-за чего против Б.Кушнера перед судом возбужден иск за преступление геноцида.

Югославское Правительство напоминает, что СР Югославия и Республика Сербия заблаговременно и полностью выполнили все свои обязательства по резолюции СБ и Военно-техническому соглашению. Поэтому Правительство настаивает на обеспечении Советом Безопасности ООН безусловного выполнения своих обязательств и всеми другими факторами, в первую очередь выполнения МООНВАК и СДК своего мандата. Югославское Правительство не примет и не признает любой акт, изменение или положение, противоречащее слову и целям резолюции СБ и Военно-технического соглашения, а также попытки прямой или в обход ревизии этих документов.

Союзное Правительство возобновляет свою инициативу о заключении соглашения о статусе и сотрудничестве с миссиями под эгидой ООН, включая и установление Совместного комитета по координации. Оно ожидает, что визит Миссии СБ в СРЮ, а также документы и факты из этого документа послужат основой и импульсом для энергичного требования СБ ООН в полном и последовательном выполнении резолюции СБ 1244 и Военно-технического соглашения.

Белград,  10 мая 2000 года

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить