Рижские похождения легендарного Чапая

Летом 1940 года три Прибалтийские республики вошли в состав СССР. Как же обрадовались этому советские кинематографисты! И неудивительно — судьба предоставила в их распоряжение великолепную натуру для съемок фильмов: узкие старинные улочки, дома оригинальной архитектуры, хочешь — снимай

  • Париж,
  • Лондон,
  • Берлин.

А в сельской местности их ждали средневековые замки.И “киношники”, конечно, представившейся возможностью тут же воспользовались.

В Риге, например, московские кинематографисты в самый канун войны снимали “заграничные” сцены фильма “Мертвая петля” об авиаторе Уточкине — дореволюционном кумире всей России. Человек он был, как известно, исключительный, перепробовал чуть ли не все виды скоростного передвижения — велосипед, мотоцикл, авто и самолет. И всегда стремился быть первым, был по натуре человеком бесконечного рекорда. Роль Уточкина поручили тогда королю советского экрана Борису Бабочкину, артисту, уже изнемогавшему под бременем славы легендарного “Чапаева”.

На набережной Даугавы снимали финальный эпизод. Больной, спившийся, растерявший все Уточкин встречает студентов, поклонников своего таланта, вступает с ними в беседу и в конце говорит:

“Мне бы так умереть — на взлете”.

И умирает, глядя в небо...

Фильм остался незаконченным — началась война. Немцы уже стояли у ворот города, но еще не вошли в него. А с чердаков, из окон квартир уже началась шквальная пальба в спины уходящих советских бойцов. Съемочная группа пряталась от этой стрельбы в подвале гостиницы. Потом ей все же посчастливилось вырваться из осажденного города и чуть ли не с последним поездом вернуться в Москву. А там членов киногруппы ждали серьезные неприятности. Руководители Союза кинематографистов вызвали членов группы и Бабочкина в том числе “на ковер”, обвинили их в трусости, заявили, что те покинули трудовой фронт, сорвали выполнение государственного заказа.

Это было уже слишком, и Бабочкин со свойственной ему прямотой сказал киновождю:

“Вы — идиот”.

В ответ киновождь заорал:

“Вы соображаете, где находитесь?”

Бабочкин невозмутимо ответил:

“Конечно, — в сумасшедшем доме”.

От неминуемой расправы его спасла лишь мировая слава “Чапаева”.А через месяц был отснят киноролик, нечто вроде нынешнего клипа, в котором Бабочкин-Чапаев целым и невредимым переплывает под вражескими пулями реку и, выйдя на сушу, ведет за собой в бой советских бойцов на фашистские позиции. Пуля не пощадила “Чапая” в водах Урала, но миновала его на берегу Даугавы.

После войны Борис Бабочки не раз приезжал в Ригу на гастроли, а в последний раз играл в пьесе А. Островского на сцене рижского Дома офицеров. Это был настоящий праздник для любителей театрального искусства, рижане до сих пор помнят о той встрече с большим Артистом.

Олег МЕШКОВ.

Рига.

Автор Олег Мешков
Олег Мешков - внештатный корреспондент Правды.Ру, бывший собственный корреспондент газеты "Правда" в Латвии
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить