На сибирской земле, под алтайским солнцем...

На вопросы корреспондента Нины Максаковой отвечает глава администрации Алтайского края Александр Суриков.

— На Руси говорят: что ни город, то норов. Какие же особенности у Алтая?

— Многие ли знают, что Алтай не только расположен на одной параллели с Крымом, но и, как в Крыму, здесь растут дыни, арбузы, виноград, хотя зима и лето в этом уголке Сибири далеко не крымские. Степи у нас соседствуют с горами, есть полупустыни, леса, тайга. Алтай, пожалуй, самый благодатный уголок Сибири. Здесь растут практически все виды овощей, фруктов, ягод, которыми об6еспечиваем себя не только за счет приусадебных участков.

— Однако главной культурой остается пшеница?

— Да, это так. Мы даем стране, высококачественное продовольственное зерно, без которого не бывает ни вкусного хлеба, ни качественных макаронных изделий.

— А как живется людям в самом благодатном уголке Сибири?

— Трудно. Ведь уровень заработной платы на Алтае один из самых невысоких. В сельском хозяйстве, как в среднем по России, — это 350 рублей. Доходы края оставляют желать лучшего. В Алтайском крае уровень убыточных хозяйств примерно тот же, что в среднем по России — 81 процент. Их благосостояние не связано с формами собственности. В оставшихся совхозах и колхозах положение даже лучше, чем у фермеров и в товариществах. Прежде всего потому, что у руководителей нет оголтелого, в ущерб коллективу, но в пользу себе, стремления к коммерческому успеху. Много скрытой безработицы как в сельском, так и промышленном секторе. Краевые власти упростили налогообложение предпринимателей, что вывело на свет часть теневиков и обеспечило бюджету дополнительные поступления.

— Как губернатор что вы считаете главной своей задачей?

— Предстоит переломить негативные тенденции в производственной, бюджетно-финансовой и социальной сферах. Определены среднесрочные и стратегические ориентиры развития Алтая, задействованы 10 крупных отраслевых и межотраслевых программ, реализация которых, надеемся, повысит поступления в краевой бюджет.

— А что конкретно вы имеете сегодня?

— Свыше 40 процентов средств Алтай получает из федерального центра. Другая, большая часть наших средств — краевой консолидированный бюджет пошел в рост и составляет 5,8 миллиарда новых рублей. Поступления обеспечивают, несмотря на спад, крупные и средние промышленные предприятия. Хоть их доля в бюджете и уменьшилась, тем не менее составляет 45 процентов. Доля же сельского хозяйства — 5 процентов. Постепенно растут поступления от малого бизнеса, и эту работу мы намерены продолжить, чтобы полностью выявить ту налоговую базу, что пока остается в тени.

— Может ли Алтай выйти на самообеспечение и за счет чего?

— Следует серьезнейшим образом пересмотреть систему денежных потоком в целом по стране. Если посмотреть, сколько Алтай отдает центру и сколько оттуда получает, то очевидной становится бессмысленность двусторонних потоков денег — сначала в Москву, а потом назад, в региональный центр. При нормальном денежном потоке Алтай не будет относиться к числу дотационных. А если на федеральном уровне будет установлен и разумный подход к сельскому хозяйству — то тем более. Одна из несуразностей на Алтае особенно заметна. Не должна, считаю, половина хозяйств находиться в сфере теневой экономики. Здесь я имею в виду личные подворья граждан. В отношении этих подворий мы имеем сегодня полный правовой вакуум.

Судите сами. Не вступая, к примеру, в контрактно-договорные отношения с коллективными хозяйствами, инфрастуктурой которых они пользуются и никак не стыкуясь с государством, работники личных подворий формально не считаются занятыми на рабочих местах. Следовательно, в дальнейшем они оказываются лишенными и справедливо заработанной пенсии. Следует во всех отношениях помочь этой части с тем, чтобы она не только утвердилась юридически, но и могла реально увеличить производство продукции. Когда это осознают на федеральном уровне и решатся на аграрную реформу, тогда Алтай и другие крупные производители продуктов питания сыграют свою роль не только в укреплении региона, но и государства в целом.

— Свое слово, наверное, должна сказать и промышленность?

— Алтайский край — из числа немногих регионов, что сохранил почти 40 процентов машиностроительной продукции, идущей в страны дальнего зарубежья. Спрос на экспортные поставки растет, но сил у края нет, чтобы увеличить их. Для движения товаров на рынки соседних регионов заключено свыше 30 соглашений. Открыты представительства в Германии и на Кипре, проведены переговоры о поставке оборудования, готовой продукции и технологий в ряд стран Латинской Америки. Эти меры замедлили спад промышленности до 7,5 процента против 16,6 процента в 1996 году. Нужны инвестиции. Но в сознании большинства наших соотечественников они связаны только с иностранным капиталом, потому, что полностью отсутствуют условия для внутренних инвестиций. Именно поэтому деньги, даже честно заработанные, из России утекают, потому что для их внутреннего размещения нет условий.

— Может ли регион в одиночку переломить негативную ситуацию, созданную государством в целом?

— Во всяком случае мы всерьез думаем о том, как выстроить инвестиционные схемы внутри государства и края, и их, конечно, ни от кого не утаим. Пока же на своем уровне готовы пойти на то, чтобы расходы по процентной ставке взять на краевой бюджет, а кредит, почти беспроцентный, выпустить жителям, чтобы они обзавелись квартирами и домами. Задача обеспечения населения жильем ставилась многими правительствами и ни одним не доводилась до конца. Мы для себя эту задачу поставили на региональном уровне. Регионы всегда исправляли ошибки Центра. Исправляют и сейчас перекосы, в результате которых вся Россия превратилась в несамообеспечивающуюся страну.

С 1992 года стало ясно, что курса реформ нет. Его нет и сегодня. Одно действие Центра противоречит другому. А на местах руководители глаза в глаза встречаются с людьми и знают их истинные проблемы. Из них выбираются главные на текущий момент и решаются регионами в силу возможностей. Алтайский край наметил — не допускать снижения жизненного уровня, потому что все остальное — инструментарий на пути улучшения жизни людей. Пока, возможно, не очень зримо, мы идем в этом направлении, и статистика впервые за последние семь лет свидетельствует: смертность у нас снизилась, рождаемость возросла. Хорошо бы и наверху усвоили этот лозунг, чтобы наша страна не стала обществом стариков и Российское государство не оказалось за кулисами мировой арены.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить