Интервью Вадима Горшенина: История советской газеты "Правда" и мультимедийного интернет-издания Pravda.Ru

Вадим Горшенин: Правда и в Рунете - правда 

Легендарная газета "Правда" разменяла одиннадцатый десяток, а ее мультимедийная правопреемница Pravda.Ru в январе 2015 года отметит свое 16-летие. Председатель совета директоров медиахолдинга Pravda.Ru Вадим Горшенин рассказывает в эфире студии Высшей школы трейдинга об истории "Правды", зарождении интернет-журналистики и влиянии олигархов на СМИ.

— Что произошло с газетой "Правда" после распада СССР? Что такое Pravda.Ru?

— "Правда" — это известное советское издание. Я когда-то туда пришел на работу студентом журфака МГУ. Тогда было время перестройки. При газете "Правда" была создана молодежная приемная, которую вели мы, студенты. Нам выделили одну колоночку в неделю, иногда если были какие-то хорошие материалы, мы их тоже там публиковали. После окончания вуза я и остался работать в газете "Правда".

Мы общались с людьми, которые реально делали историю. Два года тому назад газета "Правда" отмечала свое 100-летие, и я приглашал самых разных людей вспомнить историю газеты. В частности, мы там поговорили с Евгением Максимовичем Примаковым, который помнит прекрасно, что и как было и все это рассказывал. Все связи, завязки, опыт он приобрел именно, когда работал собкором "Правды" на Ближнем Востоке.

Газета "Правда" пережила очень сложное время. Я думаю, что она фактически уничтожена, к моему большому сожалению. Бывший главный редактор, которого выбрали сразу после событий ГКЧП, через какое-то время, не ставя коллектив в известность, продал контрольный пакет акций газеты неким греческим бизнесменам. Понятно, что в данном случае газета была как приложение к их какому-то другому бизнесу. Потому что они нормально заходили в правительство, нормально общались с Виктором Черномырдиным, с Егором Гайдаром и другими. Им открывали двери, потому что они были владельцами газеты "Правда".

В 1993 году, когда случились известные октябрьские события, в газете у нас произошло такое восстание коллектива против этих самых греков. Заработная плата журналистов в "Правде" была тогда ниже плинтуса. Мы говорили о каких-то бизнесменах, которые действительно могут придти. Российский бизнес интересовался газетой "Правда". Ведь это бренд и он до сих пор известен в мире во всем, к нему с уважением относятся. Не получилось. Мы пошли по судам. Мне тоже пришлось переквалифицироваться в юристы. В результате через какое-то время мы выиграли суды и начали выпускать газету. Но выпускали мы ее где-то порядка года или полутора.

Потом мне уже рассказали, как все произошло. Тогда мы этого не знали. В рамках договоренности администрации президента с Геннадием Зюгановым газета была передана коммунистам обратно через Высший арбитражный суд. С коммунистами, в первую очередь с Геннадием Зюгановым, работать дальше не хочется. Поскольку во время того конфликта, который у нас был с греками, он зашел к нам, сказал, что всегда может улаживать все конфликты, какие только могут быть, да вы правы, газета должна быть только российской, никакого западного капитала, мы этого не приемлем и так далее. Но после разговора с нами он пошел непосредственно к грекам, с ними разговаривать. Оттуда он вышел с двумя бутылками "Метаксы", и мы все поняли.

Собственно говоря, после этого отношения достаточно большой части коллектива газеты "Правды" с Геннадием Андреевичем Зюгановым и Коммунистической партией прекратились.

Так вот, мы повыпускали газету, ее закрыли. Собственно говоря, тогда передо мной встал вопрос, чем дальше заниматься. Тогда уже был известен холдинг РБК, который, если я не ошибаюсь, первым начал выдавать какие-то новости бесплатно на всеобщее обозрение. Я на это посмотрел, и в январе 1999 года мы запустили Pravda.Ru.

Уже позже я узнал, что это было первое интернет-издание не только в России, но и, как выяснилось, даже в мире. Я имею в виду первое интернет-издание, которое создавалось профессиональными журналистами на профессиональной основе.

Потому что блоги и еще что-то, ну, конечно, существовали и до этого, но как интернет-издание оно было первым. Мы как-то достаточно быстро пошли вперед, и начали выпускать англоязычную версию, и начали выпускать португалоязычную версию, какое-то время выпускали на итальянском языке, но там у нас бизнес не пошел.

Кстати, у РИА "Новости", которое позиционировалось еще совсем недавно как агентство, работающее на зарубеж, посещаемость англоязычной ленты была намного меньше, чем наша. Я связываю это, конечно же, с тем, что бренд "Правды" он до сих пор на Западе нормально держится. Поскольку Запад более консервативен, нежели российское общество, несколько раз бывшее революционным в последние 20-25 лет.

В общем, так и получилось, что я создал Pravda.Ru, я и единственный акционер в этом обществе, и единственный его владелец.

— Как развивался ваш медиахолдинг? Насколько интернет-СМИ рентабельны?

— Бизнес этот достаточно интересен. Я могу сравнивать Pravda.Ru с другими изданиями. Мы, наверное, единственные, которые развивались по технологии step by step. Когда открылась Pravda.Ru и мы начали активно ее наполнять, ребята, и я в том числе, сидели по домам и добавляли и обновляли информацию на сайте. У нас не было никакого офиса и не было денег. Мы вместе собирались только раз в неделю. Потом появились какие-то договора, небольшие доходы от рекламы. Мы сняли офис, чуть позже еще один, компания начала разрастаться.

Но я всегда учитывал, что нужно сохранить издание от каких-то экономических неурядиц. К ним надо быть готовым и иметь возможность откатить назад. Один или два раза мы отправляли людей в неоплачиваемые отпуска на месяц. Мы собрались и договорились, кто, когда и как кому удобно и так далее. Это было, конечно. Но это давало нам устойчивость, в отличие, скажем, от "Газеты.ру" или "Ленты.ру", которые были созданы с помощью денег той же самой кремлевской администрации через Павловского.

— Опальных олигархов...

— Или опальных олигархов. Мы с вами помним, что сначала "НТВ.ру" было, затем NEWSru.com стало, "Грани.ру" и так далее. За всеми стояли какие-то деньги. Я совершенно нормально себя чувствую, потому что мы работаем и зарабатываем. Нам никто просто так денег не дает. У нас нет богатого дяди, который просто финансирует политическую активность или еще что-то. Наши доходы полностью прозрачны: мы работаем по договорам с регионами, размещаем рекламу. Еще у нас есть отдельные проекты. Это позволяет нам самим определять собственную редакционную политику.

А кого олигархи финансируют, у тех как водится: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Понятно, что любые медиа — это инструмент влияния. И понятно, что в инструмент влияния тоже вкладываться надо. Это не всегда плохо. Это нормально. Это обычная ситуация. Потому что у кого есть возможность выходить на площади и выступать перед большими аудиториями, тот использует эту возможность. У кого нет такой возможности, но есть деньги, могут нанять кого-то и открыть медиаресурсы, вещать через них. Во всем мире так.

В чем разница между интернет-СМИ и традиционными СМИ? На ваш взгляд, есть ли свобода слова в России и на Западе, в Сети и в традиционных медиа?

— Виртуальные и бумажные СМИ — это две разные журналистики. Я в МГИМО как раз веду курс "Интернет-журналистика". И мы совсем недавно разбирали, в чем же различия, противоречия. Когда пишешь текст в газету ни в коем случае нельзя использовать одни и те же определения, нужно подбирать синонимы и так далее. В интернет-журналистике залог того, что текст будет жить не один день, — это SEO-оптимизация. Там нужно делать акцент на ключевые слова материала, нужно исходить из законов интернет-пространства.

Конечно, с литературной точки зрения текст испортится, если в нем все время повторять одни и те же слова. Но мы понимаем, что нам необходимо в любом случае учитывать действие поисковых систем, а поисковым системам такие повторы как раз нравятся.

Читая в печатном СМИ какие-то материалы, можно увидеть пометку: "Смотри наш предыдущий материал от такого числа". Но за всю свою жизнь я никогда не полез искать этот номер газеты, чтобы узнать, что там было написано. В интернете легко перейти по ссылке. Газета или журнал — это один продукт, который мы держим в руках. В интернете есть место такому явлению, как мультимедийность. Мы можем сразу найти сообщения о каком-то событии в текстовом формате и посмотреть беседу с кем-то на видео. Привлечь другие ресурсы.

Жаль, что из интернет-журналистики, как, впрочем, и из газетной, ушли многие жанры, которые были отличительной чертой именно русской журналистики от западной. Сейчас очень редко встречается очерк. А очеркисты — это практически малые писатели. Я не видел в последнее время такой жанр, как фельетон. Но я не знаю, как фельетон или очерк будет читаться в интернете. Очень много ушло. С одной стороны, это плохо. С другой стороны, это хорошо. А с третьей стороны, я понимаю, что время сейчас летит очень быстро и через десять лет все нынешние представления и форматы, скорее всего, устареют или очень изменятся. Так быстро научно-технический прогресс развивается.

— Когда появился интернет, считалось, что это профессиональные новости либо электронная почта. Если посмотреть, как интернетом пользуются сейчас, то останутся ли через 10-15 лет печатные СМИ, или все уйдет в Cеть?

— Как утверждалось в старом фильме, "будет одно сплошное телевидение". Я не знаю, будет ли Cеть. Но думаю, что технологии будут совершенно другие. Я не знаю. Потому что уже сейчас постоянно появляются новые технологии, многие еще в зародыше находятся, но скоро тоже реализуются и очень сильно все изменят, перевернут в очередной раз. Я думаю, что человек вполне сможет жить в какой-то виртуальной среде. После разрушения Советского Союза к нам с Запада на место коллективизма пришли индивидуализм и одиночество. Люди не знают, куда им деться.

Я не сомневаюсь в том, что через какое-то время будут созданы виртуальные вещи, куда человек сможет нырять, уходить в другую реальность, где ему нравится жить. И работать там тоже будет можно. Это совершенно что-то другое, какое-то сейчас непонятное, технологии, которые мы не можем пока себе представить.

Беседовал Александр Разуваев

Читайте также:

"Правды" — нет. Есть — "Правда.Ру"

"Правда.Ру" отмечает юбилей предшественницы

"Правда.Ру" — о главной газете и стране

"Правда.Ру" вошла в число основных призёров всероссийского конкурса ЦИК РФ

"Правда.Ру" заняла 38-е место в рейтинге мировых СМИ

Столетний юбилей газеты 'Правда'

Газете 'Правда' сегодня исполняется 102 года

Интервью с экс-спецкором 'Правды' Юрием Урсовым

Цикл Вадима Горшенина 'Правда'. 100 лет истории'

Цикл 'Правдисты'. Интервью с Владимиром Любицким

Вадим Горшенин: Россия способна победить в холодной войне

Автор Вадим Горшенин
Вадим Горшенин — председатель совета директоров Правды. Ру *
Обсудить