"Инновация" в плену Х*я

Российская элита со стыдным наслаждением декадентствует. Причем это не салонные явления Серебряного века, потому что ни серебра, ни особого века в культуре не наблюдается. Наблюдается мужской половой член, нарисованный на Литейном мосту Петербурга, и государственная премия "Инновация", врученная авторам этого "шедевра".

Арт-группа "Война" прославлена множеством акций, которые по недоразумению причисляются к современному искусству. Среди них - публичное половое сношение в стенах Тимирязевского музея, попытка вынести из супермаркета мороженого цыплёнка в женском половом органе и многие другие.

Летом 2010 года активисты группы нарисовали гигантский половой член на проезжей части Литейного моста в Петербурге. "Политическую" составляющую этому акту художественной самодеятельности обеспечило то, что ночью, при разведении моста, рисунок оказался напротив здания ФСБ. "Война" так и назвала свое творение: "Х*й в плену у ФСБ".

Автор приносит читателям свои извинения за употребление слов, которые обычно в прессу не попадают, и постоянное употребление которых в приличном обществе, вообще-то, вынуждает человека искать куда менее приличный круг общения. Но что поделать, если организаторы и жюри государственного конкурса искусств "Инновация" решили, что живут то ли в гараже (церемония награждения номинантов прошла, кстати, в ЦСК "Гараж"), то ли на помойке.

И совсем уже не понятно, что делать простому обывателю, если само приличное общество, именитое жюри художественного конкурса, вдруг с наслаждением срывает с себя маску морали и этому рукоплещут зрители - искусствоведы, литераторы, артисты. Соглашаться, что да, им виднее, и член, намалеванный краской на асфальте - это искусство? Брезгливо решить, что показанное по всем телеканалам сборище ничем не отличается от посиделок в подсобке сантехников?

Читайте также: Кино про "Войну"

Минувшим вечером в торжественной обстановке, в присутствии тысячи зрителей состоялось награждение лауреатов VI Всероссийского конкурса "Инновация". Художественную премию в главной номинации "Произведение визуального искусства" получила группа "Война" за акцию "Х*й в плену у ФСБ".

В неловком положении оказалось телевидение: в репортажах с вручения премии изображение работы-победительницы пришлось замазывать. Совсем не показывать его не получалось - нарисованный на мосту половой член украшал собой центральный экран сцены, на которой проходило награждение лауреатов конкурса. Кстати, ни организаторы, ни жюри, ни зрители таким странным оформлением сцены, похоже, ничуть не смутились.

Напротив, как сообщает РИА Новости, решение жюри о присуждении премии "Войне" зал встретил громкими аплодисментами, скандируя заглавное слово акции "Х... в плену у ФСБ". 

Что ж, в конце-концов, речь не о "Войне". Группа ничего особого не сделала, подобные художества можно встретить на заборах, в подъездах и телефонных будках не только России, но и любой страны мира. Речь о жюри конкурса, которое следует назвать поименно: это руководитель департамента современного искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, арт-критик и куратор Екатерина Деготь, куратор Андрей Ерофеев, заместитель директора Красноярского музейного центра Сергей Ковалевский, исполнительный директор ММСИ Василий Церетели, завсектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков и арт-директор Stella Art Foundaton Владимир Левашов.

Речь о Всероссийском конкурсе искусств "Инновация", учрежденном Федеральным агентством по культуре и кинематографии Российской Федерации и Государственным центром современного искусства.

Следует ли считать, что такое "искусство" получило государственное признание? Теперь депутатам Госдумы, очевидно, следует озаботиться внесением поправок в уголовный и административный кодексы, как минимум, в статьи о хулиганстве и вандализме? Негоже карать по закону искусство, получающее государственные премии. Возможно, следует внести также поправки в нормативные акты, запрещающие публичное использование нецензурной лексики. Нужно править закон о СМИ.

Например, эта статься озаглавлена в соответствии с последними веяниями в культуре. Но разве допустимы хоть какие-то купюры в произведениях искусства и даже их цитатах? Это все равно, что закрывать черными плашками картины Рембранта.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить